ЭКСПЕРИМЕНТ № 2: Наблюдение за взаимоотношениями детей в процессе коллективного труда.
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений, позволяет описать жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
В протоколе наблюдения отмечалось наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого ребёнка группы. (Протокол №1, Приложение №3) .
Методика проведения:
Заранее было подготовлено оборудование (4 тазика, тряпочки для притирания листьев и для протирания пыли на столиках).
Была создана игровая проблемная ситуация: Вбегает зайчик и говорит:
- Ой, еле к вам добрался. А знаете, ребята кто меня послал? Фея чистоты растений; проверить, поддерживаете ли вы в своем уголке природы чистоту. Сколько групп обошел, везде было чисто. И сейчас у вас посмотрю.
Обнаруживает вместе с детьми в уголке природы пыль на листьях растений и грязные поддоны из-под горшочков с растениями. Дети увидели необходимость обтереть поддоны и протереть листочки, чтобы не было стыдно перед феей. Было отмечено, что все вместе они быстро смогут справиться в этой работой. Растения были перенесены на столы, чтобы к ним было удобно подходить, подготовлено оборудование. Детям было предложено подумать, какую часть работы они будут выполнять.
По протоколу результата деятельности детей видно, что не все дети смогли самоорганизоваться, и не все были заинтересованы предстоящей работой.
Илья, Женя, Карина и Алёна - старались все делали хорошо;
Саша всем мешал и толкался;
Ваня Уланов, Дима, Артём, Алёша, Максим – не могли понять, что им делать и ждали помощи;
Ваня Жуков и Коля спорили и ссорились из-за тряпочки;
Гриша, Денис и Арсений - баловались.
В итоге: вода расплескана на столах и на полу, не все вымыли поддоны, листья растений тоже не все протерли.
Вывод: Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками возникают у дошкольников со слабовыраженной инициативностью, отсутствием чувствительности к воздействиям сверстника, негативным эмоциональным фоном: раздражительностью, криком, оскорблениями и пр. (таблица №2 Приложение № 3). Регистрация поведения детей с помощью протокола позволила более точно определить характер отношения ребёнка к сверстникам в процессе коллективного труда. Были получены следующие результаты:
Высокий уровень взаимоотношений (отсутствие конфликтов, стремление прийти на помощь) был отмечен у 4 детей (26%) . Это – Илья, Алена, Карина, Женя.
Средний уровень определили у 1 ребенка (Гриша) - 6%.
Низкий уровень был определен у 10 детей (67 %).
При сопоставлении результатов экспериментов № 2 и № 1 можно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.