5. Методы педагогического исследования
Методы исследования - это способы решения исследовательских задач.
Перечислите известные вам методы исследования.
Главным методом педагогической диагностики является наблюдение.
1.Наблюдение - целенаправленное (специально организованное) восприятие какого-либо педагогического явления, объекта в естественных условиях, результаты которого фиксируются.
Ребенок не должен чувствовать, что он выступает объектом наблюдения, чтобы он вел себя естественно, проявления психики, характера не искажались.
Наблюдения м.б. разных видов:
Непосредственное |
опосредованное |
Проводится в рамках реального времени (здесь и сейчас) |
Осуществляется при помощи заранее подготовленных материалов (просмотр видео-, прослушивание аудиозаписей) |
включенное |
невключенное |
Наблюдатель сам участвует в наблюдаемой деятельности (во время игры, занятия) |
Наблюдение ведется со стороны, без непосредственного участия наблюдателя в деятельности |
сплошное |
дискретное |
Охватывается наблюдением весь процесс в целом 9напрюЮ весь процесс с/р игры |
Выборочное наблюдение, фиксируются отдельные факты (только межличностное общение) |
лонгитюдное |
ретроспективное |
Длительное наблюдение в течение нескольких лет |
Выявляется, что оказало влияние на процесс развития (просмотр видеоматериалов) |
Наблюдение – самый доступный метод, но в нем можно выделить и недостатки:
-не всегда своевременно возникает явление, запланированное для наблюдения (напр., труд ребенка по его собственной инициативе)
-можно получить случайные, а не закономерные данные
-не вскрывает внутренние стороны наблюдаемого явления
-невозможно обеспечить полную объективную информацию.
В связи с эти наблюдение применяется чаще всего на начальных этапах исследования и нуждается в уточнении с помощью педагогического эксперимент и опросных методов.
2. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент —создание педагогом специальных условий для выявления интересующего факта или явления. Эксперимент позволяет достаточно быстро собрать большой фактический материал, т.к. имеет определенный алгоритм взаимодействия с ребенком.
естественный эксперимент
Основным условием применения этого эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода педагогического процесса. Ребенку предлагаются задания и материалы, которые достаточно часто используются в пед. процессе (нарисовать, пересказать сказку, разложить фигуры, перепрыгнуть через «ручеек» ит.д.)
лабораторный эксперимент. (в педагогических исследованиях применяется довольно редко). Чаще используется в научных целях, с применением технических средства: звукозапись, скрытая видеосъемка, фотографирование в определенные моменты.
По своему месту в пед.процессе эксперимент м.б.:
Констатирующий - определяется фактический уровень развития ребенка или освоение им какого-либо умения.
Преобразующий (формирующий) - проведение работы с помощью определенных методов или форм и проверка их эффективности.
(Будете использовать при написании ВКР).
3. Опросные методы
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации. Опрос заключается в предложении людям (респондентам) специальных вопросов, ответы на которые позволяют получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
К методу опроса относятся:
ü Беседа
ü Интервьюирование
ü Анкетирование
Беседа – вопросно-ответная форма устной диалогической речи.
Применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Напр., в-ль сначала наблюдает за играми детей, а потом беседует о любимых игрушках, играх, ролях.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования. Но для последующего анализа важно сохранить полученную информацию (использование диктофона, магнитофона) или кодировку (условные обозначения)
Интервьюирование - разновидность метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться.
Анкетирование — методе массового сбора материала с помощью специально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.