Проведение продвинутых лекций. Стратегии, используемые в продвинутых лекциях

Страницы работы

Содержание работы

Проведение  продвинутых лекций

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее основная цель – формирование основы для последующего эффективного усвоения студентами учебного материала. Основная проблема в лекционной работе состоит в том, что трудно удерживать внимание студентов на протяжении всей лекции, сложно обеспечить создание качественных и информационно емких конспектов. При проведении традиционных лекций в большинстве случаев отсутствует  обратная связь со студентами, поэтому преподаватель не знает, воспринят материал лекции или нет. Необходим поиск путей совершенствования качества лекций, повышения мотивации студентов, организации их активной деятельности на лекции [36, 83].

Лекции, основанные на технологии развития критического мышления, на которых активную роль играют студенты, называют продвинутыми. Проведение продвинутых лекций позволяет формировать у студентов следующие умения:

- самостоятельно структурировать материал;

- выявлять основные блоки в представляемой информации;

- одновременно рассматривать разнообразные взгляды на проблему,

- сотрудничать в паре и использовать различные источники информации;

- фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.

Виды продвинутых лекций

Более детальная информация о разных видах продвинутых лекций представлена в таблице 16

Таблица 16

Тип продвинутой лекции

Особенности проведения

Тематика продвинутых лекции по ИКТ

Информационная лекция

Это лекция с опорой на монолог преподавателя, на репродуктивное мышление. Данный тип лекции близок к традиционной. Такая форма работы может использоваться на самой первой лекции, когда преподаватель знакомит студентов с задачами новой учебной дисциплины, представляет программу обучения, говорит о формах отчетности по дисциплине.

На подобной лекции можно использовать два приема активизации познавательной деятельности студентов:

* построение дерева опыта;

* построение шкалы ожиданий от учебного курса;

* активное представление программы обучения, ориентированной на студента.

Вводная лекция по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Проблемная лекция

На такой лекции осуществляется активизация поисковой исследовательской деятельности, опора на творческое мышление. Важна подготовленность студентов. Для спешного проведения лекции предполагается три компонента: противоречия в программе изучения; наличие определенной базы знаний; решимость разобраться в проблемной задаче.

На такой лекции студенты учатся умению анализировать сложившуюся ситуацию, действовать в ситуации неопределенности, решать проблему в группе, формулировать и обосновывать гипотезы.

Сама тема лекции должна быть проблемной.

Почему мы говорим об информационном взрыве и к каким последствиям для системы образования он приводит?

Какие перспективы открывает и проблемы рождает информационная революция в образовании?

Дистанционное обучение – это хорошо или плохо?

Лекция-визуализация

Предполагает перекодировку вербальной информации в определенный зрительный ряд с помощью схем, рисунков, чертежей.

Подобный тип лекции развивает у студентов умение работать с информацией: выделять основные моменты лекции, устанавливать между ними связи и оформлять их в графической форме.

Какую роль играют мультимедийные технологии в образовании?

В чем состоят особенности цифровой техники и каковы возможности ее использования в обучении?

Лекция-диалог

Такая форма лекции является сложной для преподавателя, так как основывается на владении техникой задавания вопросов, на умении создавать в лекции зоны неопределенности, чередовать теоретический и иллюстративный и описательный материал. На такой лекции студенты развивают умение грамотно формулировать и обосновывать свою точку зрения, развивают навык использования научной терминологии, умение задавать вопросы и вести дискуссию

Как можно использовать информационные и коммуникационные технологии в преподавании конкретного учебного предмета?

Что такое профильное обучение и какую роль ИКТ играют в его становлении?

Обзорная лекция

Используются для систематизации, обобщения, повторения материала по учебной дисциплине. Формируют у студентов умение определять направления своей деятельности, разрабатывать проекты и задавать вопросы.

Какой станет система образования при активном внедрении информационных и коммуникационных технологий?

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0