В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы, которые являются наиболее существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны. В граф «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют об его отрицательных сторонах. В графе «Интересно» студенты могут отметить те факты, теоретические положения, которые являются для них интересными, неожиданными.
Использование подобной стратегии учит студентов оценивать информацию, классифицировать ее, формирует критическое отношение к фактам, понятиям, явлениям.
Виды графических схем, которые можно использовать на продвинутых лекциях
В процессе работы на продвинутой лекции студенты заполняют графические схемы, помогающие им представить основное содержание лекции. Опыт работы со студентами показывает, что для них привычно фиксировать информацию в виде слов, но они испытывают затруднения, если нужно использовать схемы или рисунки.
Схемы – графическое изображение действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. С внедрением информационных технологий требования к визуальной грамотности обучающихся, к их графической подготовке возрастают. Обществу нужны организаторы и участники производства нового типа, обладающие гибким образно-графическим мышлением и интуицией. Графика сегодня — это международный язык компьютерного общения, средство развития пространственного мышления, способ уплотненной записи информации.
В настоящее время разработано большое количество разных видов графических схем, которые помогают эффективно представлять информацию.
Различные виды графических схем, которые можно использовать в обучении, представлены в таблице 17.
Таблица 17
Тип схемы |
Когда целесообразно использовать |
Схема позволяет представить большие объемы информации. В овалах схемы записываются ключевые понятия лекции, факты, даты, фамилии исследователей и др. важная информация. |
|
Схема позволяет изобразить причинно-следственные связи. На «косточках» схемы фиксируются причины и следствия событий или явлений, которые рассматривались на лекции. |
|
Ментальная карта |
Образное представление больших объемов информации. В дополнение к словам на такой схеме используются образные рисунки. |
Представление сложных понятий с использованием ключевых слов. На схеме обычно чередуются существительные (ключевые понятия) и глаголы, характеризующие ключевое слово. Могут быть построены положительные и отрицательные графы, их совместное использование позволяет более гибко и многосторонне представить информацию. |
На лекциях должна быть организована поэтапная подготовка студентов к использованию графических схем. Сначала преподаватель знакомит студентов с приемами использования графических схем для представления информации, затем на лекциях студенты составляют такие схемы с помощью преподавателя, на третьем этапе они работают самостоятельно.
Требования к лектору
Процесс подготовки продвинутой лекции более сложен, чем в случае лекции традиционной. Необходимо:
* мотивирование преподавателя на проведение такого типа лекций, осознание того факта, что продвинутые лекции принесут большую пользу студентам и, кроме того, большее удовлетворение самому лектору: перед ним будет не пассивная аудитория, думающая во время лекции «о своем», а активная группа студентов, высказывающая свои мнения, мыслящая критически;
* специальное дидактическое обеспечение (фолио для графопроектора с ключевыми идеями лекции; компьютерные презентации в Power Point, разнообразные раздаточные материалы: опорные конспекты, тексты для дополнительного изучения, адреса ресурсов Internet и др.);
* материалы для организации работы студентов в малых группах («прозрачки» и специальные фломастеры или листы ватмана с фломастерами для представления результатов работы групп, клейкие листочки для записи идей, мнений, фактов и др. материалы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.