В процессе проведения продвинутых лекций реализуются все фазы технологии развития критического мышления, названные выше.
Стратегии, которые могут использоваться на продвинутых лекциях
Стратегии, которые могут использоваться на продвинутых лекциях: ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал); Бортовой журнал; Концептуальная таблица; Сводная таблица «Плюс, минус, интересно»
Использование стратегии ЗХУ предполагает, что в процессе чтения лекции студентами заполняется форма 1
Форма 1
«З» Знаем |
Х «Хотим узнать» |
«У» Узнали (Осталось узнать) |
|
Категории информации |
Источники информации |
||
Заполнение граф «З - Знаем» и «Х - Хотим узнать» происходит на фазе ВЫЗОВА. Основная задача фазы - выявить ту систему опорных знаний, на которых можно базироваться, изучая новый материал. Эта фаза является очень значимой для студентов, так как они должны актуализировать свои собственные опорные знания, попробовать установить, каких знаний не достает для полного представления информации по теме лекции. На данном этапе может происходить также работа в парах, когда студенты обмениваются имеющейся информацией, тем самым расширяя свои представления по тематике лекции и более четко определяют, что они хотели бы узнать.
Графы «У – Узнали» «Категории информации» «Источники информации» студенты заполняют на этапе РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА. При этом они не только слушают преподавателя, но также работают с дополнительной информацией, это могут быть статьи, заметки, главы из книг. При возможности может быть организована работа с информационными ресурсами Internet.
На этапе РЕФЛЕКСИИ подводятся итоги лекции и заполняется часть графы «У – Узнали» и Осталось узнать.
В процессе использования на лекции стратегии «Бортовой журнал» студенты заполняют форму 2
Форма 2
Имя ______________________ Тема лекции _______________________ Дата ______________________ Время работы ______________________
Связи, которые я могут установить Оставшиеся вопросы |
Заполнение данной формы позволяет студентам хорошо систематизировать информацию, представленную на лекции, кроме того, обеспечивается активная самостоятельная работа каждого, в результате лекции конспект имеет четкую форму, информация в нем структурирована, такой конспект позволяет быстро повторить материал перед зачетом или экзаменом.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений. В таких таблицах «разводятся» существенные и несущественные части изучаемого материала. Концептуальная таблица представляет собой матрицу, составление которой дает возможность четкого сравнительного анализа или комплексной оценки. Пример концептуальной таблицы для лекции Какие перспективы открывает и проблемы рождает информационная революция в образовании?
Факторы, определяющие информационную революцию в образовании (по И. Г. Захаровой) |
В чем суть каждого фактора |
Какие перспективы открываются для системы образования |
Новые формы представления информации |
||
Новые библиотеки |
||
Новые формы учебных занятий |
||
Новые структуры образования |
При заполнении такой таблицы студенты фиксируют в ней не только то, что говорил преподаватель, но о представляют различные точки зрения на проблему (например, высказанные на лекции студентами, найденные в дополнительной литературе или Internet).
Если лекционный материал представлен в виде концептуальной таблицы, студенту гораздо проще на этапе подготовки к зачету или экзамену повторить его и представить в систематизированном виде.
Очень полезную роль при чтении лекций может сыграть заполнение таблицы «Плюс, минус, интересно». Она имеет форму 3
Форма 3
П |
М |
И |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.