группах – выращивание нового дерева опыта, анализ дерева ожиданий (30 мин).
Организация тренинга
Для проведения тренинга студенты делятся на группы по 4-6 человек. В группе выбираются председатель (организует обсуждение материалов) и секретарь (фиксирует результаты обсуждения).
Сначала студенты обобщают имеющийся у них опыт организации обучения. Для этой цели они отвечают на вопросы:
1. Как обычно организуется обучение в школе?
2. Что делает при этом учитель?
3. Что делает при этом обучающийся?
4. Каковы преимущества такой формы организации обучения?
5. Каковы недостатки данной формы?
6. Как можно разнообразить формы организации обучения?
Первоначально студенты отвечают на представленные вопросы самостоятельно, затем группа обсуждает результаты и готовит представление.
Результатом данного этапа становится дерево опыта. На нем шесть ветвей, соответствующих поставленным вопросам. Студенты закрепляют на ветвях дерева листочки со своими выводами.
Тренинг 2. «Использование графических способов представления информации»
Основная цель проведения тренинга – формирование у студентов умения эффективно представлять информацию.
Этапы тренинга:
1. Обсуждение целей тренинга – построение пирамиды целей (10 мин.).
2. Актуализация имеющихся знаний – построение дерева опыта (15 мин.)
3. Графические способы представления информации – сообщения экспертов (20 мин.)
4. Работа в группах – использование графических способов представления информации для анализа текстов (30 мин).
5. «Бой графических схем» - представление результатов выполненной работы, выбор лучшего способа представления (20 мин).
6. Подведение итогов тренинга (10 мин).
Организация тренинга
На первом этапе студенты должны осознать основные цели тренинга:
8 обобщить данные о графических способах представления информации,
8 научиться представлять информацию разными графическими способами.
В ходе группового обсуждения целей тренинга строится пирамида целей.
На втором этапе студенты вспоминают, какие графические способы представления информации им известны. Чаще всего они называют схемы. графы.
На третьем этапе группа выслушивает сообщения экспертов о разных способах графического представления информации.
На четвертом этапе студенты работают в малых группах. Они должны представить информацию одним из графических способов (ментальные карты, кластеры денотатные графы, концептуальные схемы, схема «рыбий скелет» и др.). Информация представляется на листе ватмана с использованием фломастеров. Все группы работают с одним и тем же текстом, чтобы впоследствии легче было сравнивать разные способы представления информации.
Пятый этап – сравнение графических способов представления информации и анализ преимуществ и недостатков каждого способа.
Тренинг 3 «Как составить хороший конспект»
Цель тренинга – познакомить студентов с правилами составления конспектов.
Этапы тренинга:
8 Как мы составляем конспекты? – обобщение и систематизация имеющегося опыта (15 мин.)
8 Какие существуют подходы – анализ опыта В. Ф. Шаталова. Сообщение докладчиков (2-3 человека по 5 мин.) (20 мин.)
8 Как сформулировать правила составления конспектов? Мозговой штурм в малых группах (3-5 человек) (20 мин.)
8 Составляем хороший конспект. Работа в малых группах (3-5 человек) по составлению конспекта. (20 мин.)
8 Выбираем лучший конспект – работа группы экспертов (10 мин.)
Для эффективного проведения тренинга выбираются два человека, которые фиксируют на плакатах результаты обсуждения проблем, а также группа экспертов (2-3 человека), которая вырабатывает критерии оценки хорошего конспекта и оценивает по ним конспекты, составленные в ходе тренинга.
На первом этапе студенты заполняют форму:
Что такое конспект? Для чего создается конспект? Какими правилами я пользуюсь, составляя конспект? |
Затем осуществляется краткий обмен мнениями и обобщение имеющегося опыта.
Итогом работы группы могут быть оформленные на доске плакаты:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.