Глава II.Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр для развития словаря.
2.1.Условия проведения опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ №107 Выборгского района в подготовительной к школе группе. В группе 24 ребенка, из них 12 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет. В группе создана достаточно обширная развивающая среда. Помещение группы подвержено гибкому зонированию. множество дидактических игр для работы с детьми. У воспитателя есть картотека дидактических игр и упражнений, картотека загадок, физкультминуток. Для каждой лексической темы подобрано значительное число иллюстраций и пособия.
В учреждении работает логопед, который осуществляет комплексную диагностику развития речи, в то числе и словаря детей. Логично сделать вывод, что речевому развитию, в т.ч. работе по развитию словаря, уделяется достаточное внимание.
В дошкольном учреждении используется образовательная программа "Детский сад-дом радости", где так же предусмотрены разнообразные занятия по развитию речи, в т.ч. по обогащению и активизации словаря.
Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий и формирующий эксперимент. В экспериментальную группу было включено 10 детей, которые находились в группе в течение всего дня, так как остальные дети во вторую половину дня посещали занятия по подготовке к обучению в школе 2-3 раза в неделю.
2.2.Работа по определению уровня развития словаря.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня словаря детей экспериментальной группы.
Чтобы выявить уровень развития словаря была использована диагностика речевого развития дошкольников. Детям было предложено 13 вопросов. В ходе индивидуальных бесед мы отмечали ответы детей и соотносили их с предложенными в диагностике вариантами ответов. За каждый ответ можно было получить 1, 2 или 3 балла
Ход обследования
1. Ты знаешь уже много слов.Что значит слово "Кукла", "мяч", "посуда"
1.1. Правильно объясняет значение слов.
1.2. Называет отдельные признаки, действия.
1.3. Называет 1-2 слова
2. Что бывает глубоким? Высоким, низким, легким, тяжелым.
2.1. Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилогательному.
2.2. Подбор слов к 2-3 прилогательным.
2.3. Выполняет одно задание подбирает слово отлько к одному прилогательному.
3. Что называют словом "ручка"?
3.1. Называет несколько значений этого слова
3.2. Называет 1-2 значения этого слова
3.3. Перечисляет предметы, у котрых есть ручка
4. Ручка нужна, чтобы...?
4.1. Правильно называет все типы предложений
4.2. Называет два слова
4.3. Подбирает только одно слово
5. Взрослый дает ребенку ситуации.
Погулял зайченок в лесу. Настроение у нег веселое. Вернулся он домой такой... (радостный,оживленный,довольный). А если зайченок был веселый и радостнй, то он не просто шел,...(мчался, несся, летел ).
5.1. Ребенок правильно подбирает слова близкие по смыслу
5.2. Называет 2-3 слова
5.3. Подбирает только одно слово
Педагог дает другую ситуацию
Другой братец зайчика пришел не веселый, его обидели. К слову "веселый" подбери противоположные по смыслу слова(грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а(плелся, тащился, брел)
5.4. Правильно подбирал слова, противоположные по смыслу
5.5. Называет 2-3 слова
5.6. Подбирает только одно слово
6. Скажи кто детеныш у зайца?(зайченок,)Детеныши?(зайчата) у зайца много (зайчат)
Аналогичные вопросы задаются про других животных.
У лисы, волка, медведя, ежа
6.1. Ребенок правильно называет всех детенышей в правильной грамматической
6.2. Называет правильно только одну форму
6.3. Не выполняет задание
7. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал
7.1. Правильно называет слова в повелительном наклонении
7.2. Подбирает два слова
7.3. Называет одно слово
8. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы
8.1. Называет все слова правильно
8.2. Называет 2-3 слова
8.3. Говорит одно слово
9. Назови детенышей собаки коровы лошади овцы(собака-щенок- щенки, много щенков)
9.1. Ребенок называет все слова правильно
9.2. Называет 2-3 слова
9.3. Говорит одно слово
10. Что называют словом "игла"? Какие иглы ты еще знаешь?
10.1. Ребенок называет несколько значений этого слова
10.2. Ребенок называет только одно значение этого слова
10.3. Повторяет слово за взрослым
11. Какая игла у ежа?(острая). Про что мы говорим острый, острая, острые?
11.1. Ребенок называет несколько предметов
11.2. Правильно подбирает 2 слова
11.3. Называет одно слово
12. Что можно делать иглой?
12.1. Ребенок называет разные дейсвия
12.2. Называет два действия
12.3. Называет одно действие
13. Взрослый говорит что дети из другого детского сада сказали так: "Папа иди шепотом", "Маочка я тебя громко люблю", "Я ботинки наизнанку надел". Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.