Мякишева Ольга
Тема нашего исследования - «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни».
Данная тема является актуальной, так как младший дошкольный возраст- это сензитивный период в воспитании культурно-гигиенических навыков и формирования у детей установки на здоровый образ жизни. Родители – главные воспитатели ребенка. Одна из функций дошкольного учреждения - оказывать родителям профессиональную помощь в воспитании детей.
Известно, что навыки формируются только при соблюдении постоянных условий и многократном повторении. Поэтому очень важно, чтобы и в детском саду и в семье было единство требований к ребенку, использовались согласованные педагогические приёмы работы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Цель нашей работы - установление наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
Предмет исследования - взаимодействие с семьёй по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей II младшей группы.
Гипотезой нашего исследования предполагается, что овладение детьми культурно-гигиеническими навыками будет проходить успешнее при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в вопросах :
- организации рациональной обстановки дома и в детском саду
- соблюдения единства требований к ребенку и предоставление ему самостоятельности;
- использования согласованных педагогических приемов, соответствующих особенностям детей данного возраста.
Анализируя психолого-педагогическую литературу мы познакомились с работами классиков педагогики и современных ученых Петериной, Ноткиной, Дьяченко, Бабаевой и др. по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков. Изучив работы Островской, Зверевой, Кротовой мы определили специфику традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Дошкольного Образовательного Учреждения № 91 Выборгского района, в нем осуществляется программа «Детство». В эксперименте участвовало 20 детей 2-ой младшей группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
- Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических у детей группы
- Выяснить понимание родителями важности своевременного формирования навыков и степень их участия дома в этом процессе.
использовались методы исследования:
· Наблюдение за детьми в режимных процессах
· диагностическая методика Урунтаевой и Афонькиной.
· анкетирование родителей.
Результаты первичной диагностики представлены в протоколе наблюдений и в диаграмме (приложение№1-3) Они показывают, что 85 % детей имеют средний или низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков.
Анализ анкет показал (приложение№5), что все родители понимают необходимость данной работы, большая часть из них имеет об этом определенное представление. Однако мы увидели, что некоторые родители в силу различных причин не формируют эти навыки в семье, рассчитывают исключительно на дошкольное учреждение.
Соотнося уровень сформированности навыков у детей и ответы родителей, можно отметить определенную закономерность: в семьях, где родители не видят необходимости этой работы дома, дети хуже владеют навыками . В связи с этим были сформулированы задачи и определена система практической деятельности с детьми и родителями.
Начали мы работу с обогащения предметно-развивающей среды. Сделали пооперационные карты последовательности умывания; подготовили настольно-печатную игру «Одень куклу»; внесли пособия, упражняющие в застёгивании пуговиц, кнопок, подобрали соответствующие иллюстрации и т.п.
С детьми были проведена следующая работа:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.