- Социально-личностная
адаптация – это готовность ребенка принять новый социальный статус
учебника, желание идти в школу, умение вступать в новые отношения с
учителем и сверстниками, опосредованные учебной ситуацией,
сформированность навыков учебной деятельности. Выделяют 3 группы детей по
особенностям адаптации: 1 группа – легкая адаптация протекает в течение
2-х месяцев; 2 группа – средняя адаптация 3-6 месяцев; 3 группа – тяжелая
адаптация 6 месяцев – 1 год.
- Этот
ребенок еще не готов к школе, его психологический возраст, возможно,
отстает от паспортного, он еще не пережил кризис 6-7 лет, ведущая
деятельность его – игра, ребенка желательно оставить дома или в ДОУ, где
он может свободно заниматься игровой деятельностью. Фазы адаптации:
критическая и послекритическая.
- У
ребенка хорошее состояние здоровья, что позволяет ему быстро усваивать
учебный материал, хорошо формируются учебные навыки. Ребенок вынослив,
выдерживает нагрузку, его нервная система в норме, у него будут ровные,
хорошие отношения со сверстниками и учителями. Ребенок не будет пропускать
школу, что поможет быстро приспособиться к новым требованиям и учебной
ситуации, к сверстникам, к учителям; у ребенка будет большое желание
ходить в школу. Все это будет способствовать успешной социально-личностной
адаптации в 1 классе.
- Рекомендации
воспитателям. 1). Постепенно повышайте требования к ребенку, к его
самостоятельности, ответственности, учебным навыкам. 2). Во время занятий
с детьми сочетайте игру и элементами учебной деятельности, чтобы
поддерживать интерес, развивать учебную мотивацию и начатки учебной
деятельности. 3). Поощряйте самостоятельность, настойчивость ребенка в
любой деятельности, желание добиться результата. 4). Не сравнивайте
ребенка с другими детьми, показывайте динамику его успехов по сравнению с
предыдущими достижениями. 5). Осуществляйте разностороннюю подготовку
ребенка к школе, учитывая его способности, интересы, уровень готовности к
школе. 6). Помогите ребенку устанавливать дружеские отношения со
сверстниками, со взрослыми.
ДКР.
Тема «Понятие, виды, готовности детей к обучению в школе; методы и
методики изучения».
Ответы
на вопросы 1 варианта.
1
задание. Н.Г.Стародубцева, Н.Н.Озерецкий.
2
задание. Физиологическая готовность, социально-личностная и психологическая.
3 задание. Социально-личностная готовность – это
готовность к новой социальной роли ученика, к новым формам взаимоотношений со
сверстниками, учителями, с самим собой, новое отношение к окружающему миру.
Методики:
Ø
Диагностическая беседа
Е.З.Басиной.
Ø
Исследование самооценки «Лесенка».
Ø
Тест на развитие самоконтроля.
Ø
Методика «3 конверта»,
определяющая уровень притязаний.
Ø
Социометрия «Два дома».
4
задание.
Ø
Ребенок переживает кризис 6-7 лет.
Ø
Сформирована внутренняя позиция
школьника, готов к роли ученика.
Ø
Хочет идти в школу, имеет
положительное представление о ней.
Ø
Умеет общаться со сверстниками и
взрослыми.
Ø
Сформированы начатки учебной
деятельности.
Ø
Высокий уровень развития
познавательных психических процессов, представлений об окружающем мире.
Ø
Высокий уровень волевой регуляции.
Ø
Хорошее состояние здоровья,
нервной системы, уравновешен эмоционально.