5
задание. Как вы понимаете слова Л.С.Выготского «Ребенок старшего
дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать
какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого»?
6
задание. Решите психолого-педагогическую задачу. Что можно
сказать о готовности ребенка к школе? Как будет протекать его адаптация в 1
классе? Обоснуйте свой ответ.
Задача. Толя Ш., 6 лет 6 месяцев. Мальчика воспитывает
мама, уделяя сыну все свое свободное время (мама не работает). Толе много
читают, учат писать, считать. У Толи много игр, но интереса к ним хватает на
один вечер. Все желания Толи мама выполняет беспрекословно, так как боится за
его нервную систему. Мальчик болезненный, чуть что – сразу истерика, он
перенес тяжелое кишечное заболевание, поэтому в детский сад не ходил. С другими
детьми мальчик почти не общается.
ДКР. Тема «Особенности
адаптации детей в 1 классе школы».
Ответы
на вопросы 1 варианта.
- Э.М. Александровская, М.Г.
Князева.
- Адаптация
в 1 классе – это приспособление, привыкание ребенка старшего дошкольного
возраста к новым условиям и требованиям систематического обучения.
- Физиологическая
адаптация в 1 классе – это совокупность морфофункциональных и
психофизиологических особенностей ребенка, его состояние здоровья,
обеспечивающих приспособление к новым условиям и требованиям
систематического обучения. Выделяют 3 периода адаптации: острый,
неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление. По степени
адаптации выделяют 3 формы адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
- Этот
ребенок запаздывает с переходом в школу, его необходимо было отправить в
школу раньше. Возможно, ребенок переживает кризис 6-7 лет. Его
психологический возраст, возможно, опережает паспортный. Ребенок готов к
переходу в школу, к смене ведущей деятельности от игровой к учебной, к
новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Фазы, которые
переживает ребенок: докритическая, критическая.
- Ребенок
хочет в школу, у него сформирована внутренняя позиция школьника, он с
удовольствием, с положительными эмоциями посещает школу, что влияет на
самочувствие ребенка, его выносливость, он может выдерживать учебные
нагрузки. У ребенка хорошие отношения с учителями, сверстниками, он
выполняет правила, требования; все это положительно сказывается на его
здоровье, самочувствии, эмоциях. У ребенка сформированы навыки учебной
деятельности, что позволяет ему не перенапрягаться, быстро привыкать к
новой нагрузке. Всё это положительно влияет на физиологическую адаптацию
ребенка к школе.
- Рекомендации
родителям. 1). Необходимо поменять отношение к ребенку как к более
взрослому, самостоятельному, ответственному. 2). Оказывать дозированную
помощь в случае трудностей учебной деятельности, не делать за ребенка
задания. 3). Поддерживать дружеские отношения ребенка с одноклассниками,
положительно влияющими на ребенка. 4). Поддерживать авторитет учителя, его
требования, правила. 5). Не сравнивать ребенка с другими детьми,
показывать динамику его успехов по сравнению с его предыдущими
достижениями.
ДКР. Тема «Особенности
адаптации детей в 1 классе школы».
Ответы на вопросы 2
варианта.
- М.М.Безруких. С.П.Ефимова.
- Физиологическая
адаптация в 1 классе – это совокупность морфофункциональных и
психофизиологических особенностей ребенка, его состояние здоровья,
обеспечивающих его приспособление к новым условиям жизни в условиях
систематического обучения.