ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
Конспект урока
по курсу «Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе»
по теме «Диагностические методики определения готовности детей к
обучению в школе»
для студентов по специальностям:
050711 «Социальная педагогика»,
050702 «Организация воспитательной деятельности»
с дополнительной подготовкой в области психологии.
Преподаватель
Тронова Н.А.
2009
Тема урока «Диагностические методики определения готовности детей к обучению в школе»
Количество часов: 2 часа по 45 минут.
Вид урока: комбинированный.
Задачи урока.
1. Выявление знаний студентов о видах готовности к школе и методах их изучения.
2. Формирование профессиональных компетенций: проводить диагностические методики в условиях квазипрофессиональной деятельности, выполнение роли педагога-психолога, ребенка.
3. Воспитание интереса к работе с детьми старшего дошкольного возраста; профессиональных качеств: динамизма, коммуникабельности, наблюдательности, рефлексии, эмпатии.
4. Развитие навыков ролевого взаимодействия в триаде психолог-ребенок-родитель через тренинг умений в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Режиссура урока.
1 часть. Организационная. Отметить отсутствующих. Нацелить на написание диагностической контрольной работы. 2 мин.
2 часть. Выполнение ДКР по теме «Виды готовности к школе и методы их изучения». 43 мин.
3 часть. Урок-тренинг «Формирование профессиональных компетенций по диагностике готовности детей в обучению в школе». 30 мин.
4 часть. Подведение итогов урока-тренинга и сообщение домашнего задания. 15 мин.
Методический комментарий.
В ходе первого урока студенты выполняют ДКР (2 варианта) по вышеуказанной теме. Преподаватель осуществляет контроль, вносит необходимые уточнения, разъяснения, оказывает помощь студентам.
Описание ДКР – Приложение № 1.
На втором уроке педагог организует условия для проведения ролевого тренинга. Студенты проводят в парах такие методики, как: «Змейка», «Вырезание круга», «Лабиринт», «Три конверта», «Четыре картинки», «Нарисуй картинку», «Лесенка». Также проводят по 3 субтеста из методик Т.П.Головиной и Е.К.Вархотовой «Определение готовности детей к школе».
Каждый студент по очереди выполняет роль психолога и ребенка 6-7 лет, готовящегося к школе. Студенты используют оформленный стимульный материал, пишут протокол; вместе готовят устную консультацию для родителей «Советы педагога-психолога для более успешной подготовки ребенка к школе».
В ходе работы студенты оценивают друг друга по следующим критериям:
1. Знание и четкое формулирование инструкций к субтестам.
2. Наличие собственного стимульного материала в соответствии с требованиями.
3. Умение вступать в диалог с ребенком, поддержать; перейти к другому субтесту, завершить общение.
4. Умение вести протокол в соответствии с ответами ребенка, грамотно интерпретировать результаты.
5. Грамотно строить консультационную ситуацию с родителями ребенка по результатам проведенных субтестов (4-5 конкретных рекомендаций).
2 балла – полностью выполняет требование.
1 балл – частично выполняет требование.
0 баллов – не выполняет требование.
Каждый показатель оценивается соответствующими баллами, по сумме баллов выставляются оценки.
9-10 баллов – «5», 8-7 баллов – «4», 6-5 баллов – «3», менее 5 баллов-«2».
В ходе практического проведения субтестов преподаватель по очереди подходит к каждой паре, наблюдает, анализирует, высказывает свою точку зрения, комментирует, дополняет, выявляет положительные стороны, проблемы в ролевом взаимодействии и намечает пути их преодоления.
В конце второго урока подводятся итоги урока-тренинга, выставляются оценки в соответствии с критериями с учетом мнения студентов и преподавателя.
В заключение дается домашнее задание: подготовить консультацию для родителей в объеме 3-4 печатных листа формата А-4.
Примерные темы:
- Развитие внимания вашего ребенка.
- Как подготовить руку к письму.
- Особенности подготовки леворукого ребенка к школе.
- Мальчики и девочки – две стратегии обучения.
- Что нужно помнить при подготовке детей к школе.
Литература.
1. Безруких М.М.Готов ли ваш ребенок к школе. – М, 2009
2. Владер Ю.М. Готов ли ваш ребенок к школе. – СПб, 2005..
3. Кочурова Е.Э. Готовимся к школе. – М, 2009.
4. Модестова Т.В. Скоро в школу. – СПб, 2007.
5. Шевердина Н.А. Готовимся к школе. – Ростов-на-Дону, 2005.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.