Учебно-методическое пособие по ОЗиЗ для практической работы студентов
факультета ВСО заочной формы
1. Тема: Абсолютныеи относительные величины. Графическиеизображения. Состояние здоровья населения. Условия и факторы, влияющие на здоровье.
2. Актуальность: Эффективное руководство в области здравоохранения на любых уровнях напрямую связано со знанием условий и факторов, обуславливающих общественное здоровье на современном этапе. Знание статистических коэффициентов и их графическое изображение имеет большое, если не сказать решающее значение в характеристике общественного здоровья.
3. Цель занятия: Ознакомиться с понятиями: общественное здоровье, ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья, факторы риска общественного здоровья, образ и качество жизни.
3.1.1. Научиться оценивать общественное здоровье в абсолютных и относительных величинах с графическими изображениями.
3.1.2. Уметь обоснованно определять условия и факторы, влияющие на общественное здоровье.
3.1.3. Знать применение абсолютных и относительных величин и уметь применять их в оценке общественного здоровья.
План изучения темы: |
Оснащенность занятия |
1. Определение исходного уровня знаний по теме |
Перечень контрольных вопросов. Вопросы самоконтроля. |
2. Теоретическая часть: Раскрытие преподавателем учебно-целевых вопросов. |
Методические рекомендации по теме, рекомендуемые учебники по медицинской статистике |
3. Практическая часть: Письменное решение поставленных задач. |
Решение задач по раскрытию темы. |
4. Подведение итогов |
|
5. Задание на следующее занятие. |
4. Основные понятия и положения темы:
На современном этапе существует более ста определений общественного здоровья, и это связано, прежде всего, с тем, что имеется значительное затруднение в оценке отдельных условий и факторов, влияющих на общественное здоровье.
Общественное здоровье можно рассматривать в различных аспектах:
· Социально-биологических
· Социально-экономических
· Морально-эстетических
· Психофизиологических
На современном этапе развития человечества все большее и большее влияние оказывают социальные факторы, и в процессе социализации уровень здоровья общества быстро меняется в ту или иную сторону.
Однако, на наш взгляд, наиболее удачное и приемлемое определение общественного здоровья дано ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Во всех других подходах оценки общественного здоровья авторы обращают внимание на такие понятия как: «Здоровье и норма понятия тождественные»; «Здоровье как единство морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических составляющих»; «Здоровье – это отсутствие болезней».
В тоже время мы не должны забывать о классических оценочных критериях, определяющих общественное здоровье:
· Заболеваемость
· Смертность
· Рождаемость
· Средняя продолжительность жизни
· Инвалидность
Ресурс здоровья – морально-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Применительно к ОЗ ресурс ОЗ зависит от качества питания, физической культуры общества, труда и отдыха, условий быта, состоянием служб систем здравоохранения, состояния окружающей среды.
Потенциал здоровья – совокупность способностей человека адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакции человека определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем. Следовательно, потенциал ОЗ – это суммарное значение защитных видов деятельности, присущих большинству или меньшинству людей.
Баланс здоровья – состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Понятие «образ жизни».
С точки зрения социально-гигиенических оценок целесообразнее применить формулу: «внешняя среда – поведение – человек». Именно поведение человека в обществе в большинстве случаев обуславливает течение хронических и неэпидемических болезней, поэтому понятие «образ жизни» является синонимом общественного поведения человека.
Нередко путают понятие условий и образа жизни, замещая один вид другим.
«Образ жизни» вырабатывает поведенческие мотивы, которые если не исключают, то хотя бы нивелируют факторы риска ОЗ. В свою очередь, факторы риска зависят от «уклада жизни», качества и стиля жизни. К уровню жизни следует отнести материальные и духовные потребности, они поддаются количественным измерениям и зависят от условий жизни.
Уклад жизни – это регламент и принятый порядок обществом в труде, быту, отдыхе и т.д., т.е. – это определенные рамки, в которых протекает жизнедеятельность людей.
Стиль жизни, как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения, отсюда, стиль жизни может различаться между отдельными народами и даже отдельными территориями одного государства.
Вместе с тем, все перечисленные понятия и термины характеризуют не только качественные и количественные стороны общественной жизни, но и одновременно не заменяют понятие «образ жизни».
Здоровый образ жизни формируется за счет исключения факторов риска
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.