Абсолютные и относительные величины. Графические изображения. Состояние здоровья населения. Условия и факторы, влияющие на здоровье: Методическая разработка для практических занятий, страница 2

Факторы здоровья

Факторы риска

Трудовая активность, удовлетворение трудом

Низкая трудовая активность, неудовлетворение трудом

Физический и душевный комфорт, гармоничное развитие

Пассивность, дискомфорт, психическое напряжение

Активная жизненная позиция

Низкая социальная активность

Экологическая активность

Загрязнение внешней среды

Высокая физическая активность

Низкая физическая активность

Сбалансированное питание

Несбалансированное питание, вредные привычки

Устроенность быта

Напряженные семейные отношения

Высокая медицинская активность

Низкая медицинская активность

Другие факторы здорового образа жизни

Другие факторы нездорового образа жизни

В категории факторов риска, влияющих на общественное здоровье, входят:

·  Образ жизни (50-55%)

·  Внешняя среда (20-25%)

·  Генетические факторы (15-20%)

·  Здравоохранение (10-15%)

Для оценки учетных признаков медицинской статистики часто используют относительные и средние величины, реже абсолютные. В тоже время, следует учитывать, что абсолютные величины несут важную информацию. Например, численность населения, число развернутых коек  в ЛПУ, число случаев инфекционных заболеваний и т.д.

Относительные величины применяют главным образом для характеристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей.

·  Экстенсивные показатели – это показатели структуры явлений. Например, структура заболеваемости по классам болезней,  смертности по причинам смертности,  инвалидности по формам болезней и т.д. Показатель дает представление о количественном распределении составных частей в какой-либо совокупности, которые называются доли или удельный вес.

Часть явления*100%

Явление в целом

Пример: В городе К. зарегистрировано 200 случаев заболевания гепатитом, из них:

гепатитом А-100 человек, гепатитом В-80 человек, гепатитом С-10 человек и прочие-10 человек.

Определить доли или удельный вес больных гепатитом А, Б и С.

Решение задачи: доля больных гепатитом А =

В =

С =          

Прочие =       

·  Интенсивные показатели – это показатели частоты явления в своей среде, непосредственно продуцирующей данное явление. Например, показатели рождаемости, смертности, заболеваемости. Рождение ребенка, смерть человека – явление. Диагностируемое заболевание пациенту – явление. Среда для всех перечисленных явлений – население. Обращение за медицинской помощью, когда устанавливается впервые диагноз – явление, посещение ЛПУ с целью лечения – явление. Среда та же – население. Полученный результат расчета интенсивного показателя называется статистическим коэффициентом по названию показателя. Коэффициент рождаемости, смертности, заболеваемости, обращаемости, посещаемости и т.д.

Пример:

Число обращений за лечебной помощью в лечебно-профилактические       учреждения города N за 2001 год было 500 тысяч. Численность населения города – 50 тысяч. Тогда уровень обращаемости или коэффициент частоты обращаемости = .  В  статистике знак  означает коэффициент частоты явления на 1000 -  промилле; знак  - на 10000 -  децемилле; знак  - на 100000; знак  -  просантимилле.

В медицинской статистике чаще частоту явлений оценивают на 1000 (промилле). Редко встречающиеся заболевания – на 100 000 – просантимилле. Инвалидность – в продецемилле. Множители  100, 10 000, 100 000 в свою очередь называются коэффициентами точности и используются в зависимости от числа наблюдений. Чем меньше явлений, тем больше значение коэффициента точности.

·  Показатели соотношения – это частота явления в другой среде. Например, обеспеченность населения койками, врачами.

Число врачей на 10 тыс. населения в городе N на 01.01.2002 г.  =

число врачей

численность населения  ×  10 тыс.

Уровень обеспеченности койками населения в городе N на 01.01.2002  =

число развернутых коек ×10 тыс.

численность населения

·  Показатели наглядности – отображают динамику изменений, когда первый коэффициент берется за 100 или единицу.

Пример: