Костылькова Л. Н.
Обучение системным сравнения детей с общим недоразвитием речи при описании натюрмортов
Традиционная методика рекомендует обогащать детскую речь выразительными фразами посредствам демонстрации воспитателем образных фраз. Например: при описании наблюдений в природе рекомендуем обратить внимание на сосульки и сказать такую фразу: «Сосульки капают как слезы» или «Цветы на полянке, как будто пестрый ковер». Действительно, образные выражения, используемые воспитателем, благотворно влияют на обогащение детской речи. Но дети, особенно с недоразвитием речи, лишь в лучшем случае повторяют за воспитателем красивые обороты, либо их просто понимают, но не используют в своей речи.
Встает проблема: Как научить детей с проблемами речевого развития самостоятельно создавать образные сравнения.
Выразительность речи требуется не только при описании наблюдаемой природы, но и при составлении творческих рассказов по картине. Такие жанры живописи, как натюрморт и пейзаж, дают толчок к эмоциональные переживания при их восприятии.
Работа по обучению детей составлению творческих рассказов по натюрморту началась с 2003 года, с логопедической группой детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась по подгруппам, по 2 - 3 человека, во второй половине дня, в совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Основные этапы работы:
1. Предлагали детям крупную систему: цирк, театр, парикмахерская и другие. Дети перечисляли объекты этой системы, уточняли их назначение, место расположение и свойства.
2. Предлагали детям натюрморт и мотивировали детям как игру в сыщиков или волшебников. Предлагали «рассекретить» или превратить картину в цирк, театр и другое.
3. Из фраз, в которых просматривались сравнения картины с каким-либо другим объектом, собирался связный текст.
Обучение детей системному сравнению проходило от пассивного к полуактивному и активному этапу. Пассивный этап характеризуется тем, что воспитатель полностью контролирует речевую деятельность детей и почти самостоятельно демонстрирует детям способы создания рассказа. Полуактивный этап характеризуется тем, что дети составляют системные сравнения с помощью воспитателя. Активный этап: дети самостоятельно составляют системные сравнения.
В результате исследовательской работы, речь дошкольников стала ярче, выразительней, дети больше употребляют прилагательных, сравнений, наделяют предметы действиями. Дошкольники активно участвуют в беседе, коммуникабельны, умеют составлять рассказы.
Примеры творческих заданий по системному сравнению
Спортивный зал и натюрморт И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы».
I. «Узнай по описанию»
1) Цель: Учить узнавать объект по заданным свойствам в определенной системе (спортивный зал).
Активизировать в словаре слова-названия спортивных атрибутов и спортивного инвентаря. Упражнять в употреблении существительных и прилагательных в предложениях.
В.: О чем я говорю:
- прямоугольный, черный, мягкий
Д.: О мате
В.: разноцветный, шарообразный, упругий
Д.: О мяче
В.: черные, кольцеобразные, упругие
Д.: Об эспандере
В.: белая, сетчатая, цилиндрической формы
Д.: о сетке – баскетбольной…
2) Цель: учить детей узнавать объект по заданным свойствам на натюрморте.
Активизировать словарь: сухари, пирожные, булочки, ромовая баба, плетенки, пироги, плюшки, слойки, караваи, крендели, бублики.
В.: бело-золотистый, замысловатый, овальный
Д.: крендель
В.: беловато-коричневатые, кольцеобразные, сухие (твердые)
Д.: сушки
В.: квадратный, блестящий, темно-коричневый
Д.: хлеб
В.: круглые, темно-пепельные, сдобные
Д.: пирожные
3) учить узнавать объекты определенной системы в объектах натюрморта
II. «Какой объект?»
Цель: учить выделять разные признаки объекта на натюрморте. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных.
В.: Какой стол на натюрморте?
Д.: полированный, темно-бордовый, круглый
В.: какой хлеб?
Д.: ароматный, вкусный, аппетитный, с черной, поджаристой, шершавой корочкой, кубической формы
III. «Найди похожий по форме на…»
Цель: учить детей находить объекты на натюрморте, похожие по форме на заданный объект.
В.: какие объекты на натюрморте похожи на мяч?
Д.: пирожные, круглые булки
В.: на эспандеры?
Д.: сушки
В.: на дорожку для ходьбы»
Д.: сайка
В.: мешочки для метания
Д.: слойки
Зимующие птицы и натюрморт К.С.Петрова «Ветка яблони»
Цель: учить детей находить объект на натюрморте, похожие по цвету на заданный объект. Речевые задачи: активизировать в речи прилагательные, формировать умение сравнивать объекты по какому-то признаку.
В.: На какой объект натюрморта похож по цвету поползень?
Д.: на зеленовато-желтое яблоко с розово-красным бочком (какое это прилагательное)
В.: На что на натюрморте по цвету похожи птичьи следы»
Д.: на серые складки скатерти
В.: снегири
Д.: на красные яблоки
Цель: учить детей соотносить цвет своей одежды с объектами определенной системы и с объектами натюрморта.
Развивать связную речь. Работать над сложносочиненным предложением, упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.
В.: я могу быть веткой на натюрморте, у меня туфли коричневого цвета; и зимующей птицей – воробьем. А вы кем можете быть?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.