Обучение системным сравнения детей с общим недоразвитием речи при описании натюрмортов

Страницы работы

Содержание работы

Костылькова Л. Н.

Обучение системным  сравнения детей с общим недоразвитием речи при описании натюрмортов

Традиционная   методика  рекомендует  обогащать  детскую  речь  выразительными   фразами  посредствам  демонстрации   воспитателем   образных  фраз.  Например: при   описании  наблюдений  в  природе  рекомендуем  обратить   внимание  на   сосульки  и  сказать   такую   фразу:  «Сосульки  капают  как  слезы»  или  «Цветы  на  полянке, как  будто  пестрый  ковер». Действительно, образные  выражения,  используемые  воспитателем,  благотворно  влияют  на  обогащение  детской  речи.  Но  дети, особенно с недоразвитием речи,  лишь  в  лучшем  случае  повторяют  за  воспитателем  красивые  обороты, либо  их  просто  понимают, но  не  используют  в  своей  речи.

Встает  проблема:  Как  научить  детей с проблемами речевого развития самостоятельно  создавать  образные  сравнения.

Выразительность  речи  требуется  не  только  при  описании  наблюдаемой  природы,  но и  при  составлении  творческих   рассказов  по  картине.  Такие  жанры  живописи,  как  натюрморт  и  пейзаж,  дают толчок к  эмоциональные  переживания  при  их  восприятии.

Работа  по  обучению  детей  составлению  творческих  рассказов  по натюрморту  началась с  2003 года,  с логопедической группой  детей  старшего  дошкольного  возраста. Работа  осуществлялась  по  подгруппам, по  2 -  3 человека,  во второй  половине  дня,  в  совместной  деятельности  воспитателя  и  ребенка.

Основные  этапы  работы:

1. Предлагали  детям  крупную  систему: цирк,  театр,  парикмахерская  и  другие.  Дети       перечисляли  объекты   этой  системы,  уточняли  их  назначение,  место  расположение  и  свойства.

2.  Предлагали  детям  натюрморт  и  мотивировали  детям  как  игру  в  сыщиков  или  волшебников.  Предлагали  «рассекретить»  или  превратить картину  в цирк,  театр  и  другое.

3.  Из  фраз,  в которых  просматривались  сравнения  картины  с  каким-либо  другим  объектом,  собирался  связный  текст.     

Обучение  детей  системному  сравнению  проходило  от  пассивного к  полуактивному  и  активному  этапу.  Пассивный  этап  характеризуется  тем,  что  воспитатель  полностью  контролирует  речевую  деятельность  детей  и  почти  самостоятельно  демонстрирует  детям  способы  создания  рассказа.  Полуактивный  этап  характеризуется  тем,  что  дети  составляют  системные  сравнения  с  помощью  воспитателя.  Активный  этап:  дети  самостоятельно  составляют  системные  сравнения. 

В результате исследовательской работы, речь  дошкольников  стала  ярче,  выразительней,  дети  больше  употребляют  прилагательных,  сравнений,  наделяют  предметы  действиями.  Дошкольники  активно  участвуют  в  беседе,  коммуникабельны,  умеют  составлять  рассказы.

Примеры творческих заданий по системному сравнению

Спортивный зал и натюрморт И.И.Машкова  «Снедь московская: хлебы».

I.  «Узнай по описанию»

1)  Цель: Учить узнавать объект по заданным свойствам в определенной системе (спортивный зал).

Активизировать в словаре слова-названия спортивных атрибутов и спортивного инвентаря. Упражнять в употреблении существительных и прилагательных в предложениях.

В.: О чем я говорю:

-  прямоугольный, черный, мягкий

Д.: О мате

В.: разноцветный, шарообразный, упругий

Д.: О мяче

В.: черные, кольцеобразные, упругие

Д.: Об эспандере

В.: белая, сетчатая, цилиндрической формы

Д.: о сетке – баскетбольной…

2)  Цель: учить детей узнавать объект по заданным свойствам на натюрморте.

Активизировать словарь: сухари, пирожные, булочки, ромовая баба, плетенки, пироги, плюшки, слойки, караваи, крендели, бублики.

В.: бело-золотистый, замысловатый, овальный

Д.: крендель

В.: беловато-коричневатые, кольцеобразные, сухие (твердые)

Д.: сушки

В.: квадратный, блестящий, темно-коричневый

Д.: хлеб

В.: круглые, темно-пепельные, сдобные

Д.: пирожные

3)  учить узнавать объекты определенной системы в  объектах натюрморта

II.  «Какой объект?»

Цель: учить выделять разные признаки объекта на натюрморте. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных.

В.: Какой стол на натюрморте?

Д.: полированный, темно-бордовый, круглый

В.: какой хлеб?

Д.: ароматный, вкусный, аппетитный, с черной, поджаристой, шершавой корочкой, кубической формы

III.  «Найди похожий по форме на…»

Цель: учить детей находить объекты на натюрморте, похожие по форме на заданный объект.

В.: какие объекты на натюрморте похожи на мяч?

Д.: пирожные, круглые булки

В.: на эспандеры?

Д.: сушки

В.: на дорожку для ходьбы»

Д.: сайка

В.: мешочки для метания

Д.: слойки

Зимующие птицы и  натюрморт К.С.Петрова  «Ветка яблони»

  1. «Найди похожий по цвету на…»

Цель: учить детей находить объект на натюрморте, похожие по цвету на заданный объект. Речевые задачи: активизировать в речи прилагательные, формировать умение  сравнивать объекты по какому-то признаку.

В.: На какой объект натюрморта похож по цвету поползень?

Д.: на зеленовато-желтое яблоко с розово-красным бочком  (какое это прилагательное)

В.: На что на натюрморте по цвету похожи птичьи следы»

Д.: на серые складки скатерти

В.: снегири

Д.: на красные яблоки

  1. «Я могу быть…»

Цель: учить детей соотносить цвет своей одежды с объектами определенной системы и с объектами натюрморта.

Развивать связную речь.  Работать над сложносочиненным предложением, упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.

В.: я могу быть веткой на натюрморте, у меня туфли коричневого цвета; и зимующей птицей – воробьем. А вы кем можете быть?

Похожие материалы

Информация о работе