Крохина И.Н., Измайлова Е.И., Голубева О.А.
В разработке принимали участие:
Костылькова Л.Н. – воспитатель логопедической группы.
Уткина Т.А. – воспитатель логопедической группы.
Якупова Л.Н. – воспитатель логопедической группы.
Нахратова Л.В. учитель – логопед ДОУ № 56 г. Череповец.
Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста.
Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей возможно говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации её в окружающей действительности.
Как известно в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признаётся одним из основных психических новообразований в личности ребёнка дошкольного возраста.
Практика работы с детьми доказала, что «воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (даёт возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений)», в психологическом же плане защищает «я» ребёнка от возникающих отрицательных переживаний.
Традиционно существующие программы воспитания фактически не только не опираются на воображение, но и не имеют последовательной системы его развития.
Почему же так важно любое обучение в дошкольном возрасте осуществлять с опорой на образы, на воображение?
Воображение, как и другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Оговоримся, что последующие выводы сделаны на основе работ о межполушарной и функциональной асимметрии полушарий головного мозга. «Межполушарная асимметрия не остаётся одинаковой в процессе онтогенеза. Её формирование подчиняется общим закономерностям развития высших психических функций, в том числе и открытому Л.С.Выготским «закону о динамическом изменении соотношения мозговых центров в процессе развития и распада». В процессе онтогенеза меняется не только структура и взаимоотношения психических процессов, но и системный эффект локального поражения одного и того же участка мозга».
В частности исследования последних лет доказали, что в первые годы жизни доминирует правое полушарие, а мы помним, что левое как бы специализируется на оперировании словами и другими условными знаками, правое – на оперировании образами. Значит, логично при обучении и воспитании ребёнка опираться на доминанту. Больше того если у ребёнка до 7- 10 лет нарушается речь в связи с поражением левого полушария, то правое полушарие функционирует как здоровое, на «базе» которого нужно работать с ребёнком. Но данное утверждение может быть принято, видимо, только касательно дошкольного возраста. Во-первых, потому что принятие правым полушарием несвойственных ему функций, в дальнейшем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.