Использование пособия «Имена признаков» в практической деятельности учителя-логопеда

Страницы работы

Содержание работы

                                                                                                                              Ведьманова С.А.

учитель-логопед МДОУ №141

Использование пособия «Имена признаков» в практической деятельности учителя- логопеда

Одна из проблем дошкольного воспитания - обучение детей образной, выразительной речи. Ребёнок достаточно быстро научается использованию в речи таких частей, как существительные, глаголы, наречия. Однако прилагательные встречаются нечасто, а ведь именно наличие прилагательных в речи является показателем глубины восприятия окружающего мира и выразительности речи.

«Выразительный - это хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду»      «Словарь русского языка» С.И. Ожегов. Москва, 1985 г.

Выразительность речи способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное использование средств речевой выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Дошкольник с выразительной речью более раскован и уверен в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи является показателем богатства языка ребёнка. Для того чтобы мотивировать ребёнка на использование в речи прилагательных мы используем с ребятами наглядное пособие по именам признаков «Пчелиное богатство».

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.В традиционной педагогике предлагается метод формирования описательно - повествовательной речи, который направлен преимущественно на развитие связного изложения через усвоение образцов связной речи путём «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. Этот путь мало способствует достижению цели. Особенно, если речь идёт о детях с нарушением фонематического слуха, общим недоразвитием речи.

Для решения этих задач необходимо было разработать систему игровых упражнений, которые были бы интересны детям и учитывали особенности их мышления (в основном наглядно- действенное, либо наглядно- образное).

В нашем саду прошёл конкурс среди воспитателей и специалистов по изготовлению пособий по именам признаков.

В каждом пособии  составляющими были схемы имён признаков. Совместно мы приняли и разработали общую для всех символику имён признаков.

Когда мы искали образ для наглядного пособия, руководствовались следующими правилами:

- образ должен быть интересным, не повторяющимся;

- образ должен быть доступным для понимания детей подготовительной группы;

- образ должен соответствовать идее пособия.

В результате появилась пчела с сотами. Пчёлы - великие труженики. Так и мы с ребятами, пользуясь этой ассоциацией, стараемся работать с пособием.

Это пособие состоит из наглядного образа пчелы, которая вырезана из пенопласта, обклеенная самоклеющейся бумагой и рамки, заполненной сотами. Рамка из деревянных брусков, скреплённых металлическими уголками, обклеенная самоклеющейся бумагой. Внутри рамки металлическая проволока, проходящая через отверстия в рамке. На проволоку насажены двойные соты, скреплённые между собой. На обратной стороне соты схематический значок какого - либо имени признака, например: цвет, форма, запах. Соты поворачиваются вокруг своей оси.

Основные этапы нашей работы с детьми заключаются в следующем:

  1. Определить признаки объекта;  по символике проговорить признаки данного объекта;
  2. К каждому из признаков подобрать значение имен признаков;
  3. Проговорить все значения имён признаков данного объекта;
  4. Сравнить значение имён признаков данного объекта со значениями имён признаков других объектов.

Мы разработали ряд игр, которые интересны детям. Одной из игр была на первый взгляд простая, но необходимая детям игра по построению вопросительных предложений, где дети задают вопросы предметам, используя имя признака.

Игра «Чудесный мешочек»

Вариант 1.

Цель: Учить детей строить вопросительные предложения, используя имена признаков.

Материал: наглядное пособие «Пчелиное богатство»

Ход игры:

Учитель- логопед предлагает детям достать из чудесного мешочка любой предмет. Ребёнок достаёт предмет и открывая любой символ  имени признака, задаёт вопросы предмету, называя чётко имя признака.

Ребёнок: «Утюг, скажи какой ты по цвету?»

«Утюг, а есть ли у тебя запах?»

«Утюг, а какие движения ты можешь делать?»

«Утюг, а какой ты по температуре?» и т.д.

Результат: Ребёнок научился задавать вопрос и считывать имя признака.

Вариант 2.

Цель: Учить детей описывать объект по выбранному символу имёни признака.

Материал: наглядное пособие «Пчелиное богатство»

Ход игры:

Учитель- логопед предлагает детям достать из чудесного мешочка любой предмет.

Ребёнок открывает любой символ имени признака и начинает описывать предмет, раскрывая  значение этого имени признака.

Ребёнок: «По количеству календарь один, по материалу он бумажный, по форме календарь объёмный, календарь состоит из частей – листочков и т.д..

Результат: ребёнок научился описывать объект по выбранным признакам.

Игра «Секреты загадок»

Цель: научить ребёнка выделять в загадке имена признаков.

Материал: различные известные загадки.

Ход игры:

Один ребёнок загадывает загадку другому. Второй ребёнок, выслушав её, разгадывает секреты, по которым загадка  была составлена, то есть называет имена признаков.

Первый ребёнок:

- Кругла, а не месяц,

- Желта, а не масло,

- Сладка, а не сахар,

- С хвостом, а не мышь.

Второй ребёнок:

- Загадка составлена по признакам ФОРМА, ЦВЕТ, ВКУС, ЧАСТЬ

Пособие в более короткие сроки  помогает сформировать лексико-  грамматический строй речи, делает работу над выразительностью речи более увлекательной, стимулирует речевое творчество детей,  поддерживает  устойчивый интерес к пособию «Имена признаков».

Похожие материалы

Информация о работе