Костылькова Л. Н., Крохина И. Н.
Система работы по обучению детей 5-6 лет описательному монологу и созданию условий для проектной деятельности в условиях логопедической группы.
Развитая связная речь, как уже неоднократно подчеркивалось, – одно из основных условий подготовки ребенка к успешному школьному обучению. Это и в работе с детьми с нормальной речью достаточно сложная сторона воспитательно-образовательного процесса, а в логопедических группах это давно стало проблемой.
Актуальность нашей работы обусловлена, прежде всего, структурой дефекта и индивидуальными особенностями детей нашей группы.
Дети с общим недоразвитием 2-3 уровня характеризуются системным нарушением речи (особенно беден словарь прилагательных), отсутствием познавательной мотивации и интереса, творческих проявлений в словесной и продуктивной деятельности. Все это осложнено грубым нарушением звукопроизношения по дизартрическому типу, поведенческими сдвигами большинства детей группы.
Перед нами встала проблема: Как разнообразить способы освоения детьми словаря прилагательных.
А. А. Леонтьев высказал предположение о различной психолингвистической природе усвоения существительных, прилагательных и глаголов. При этом, по мнению ученых, тенденции осознания значения слов существительных, прилагательных и глаголов у детей с нормальной речью и у детей с ОНР принципиально различны.
В частности, дети без нарушений речи при объяснении значения слов используют денотативные признаки (ситуативные признаки описываемого объекта, внешние признаки, непосредственно свойственные объекту, функциональные признаки объекта) лишь в небольшом количестве случаев. У детей с ОНР использование денотативных признаков при определении слова является доминирующим способом объяснения. (Лалаева Р. И., Серебрякова И. В.) При этом, языковые единицы (имена прилагательные) – объекты не материального мира, это вызывает у детей с речевым недоразвитием определенные сложности, следовательно, для пополнения и активизации детского словаря, необходимо найти адекватные дидактические средства.
Необходимо создать условия для самостоятельного использования детьми пассивного словаря в словотворчестве. Помогла нам проектно-исследовательская деятельность.
Работа была разделена на два этапа: Подготовительный и основной. Включение исследовательских и игровых мотивов в оба этапа наряду с познавательными, обеспечивает формирование основ интереса к работе.
Подготовительный:
1. Создание копилок:
- зайчиков (Все дети принесли образные игрушки – зайчиков.)
- прилагательных (подбирали определения к предметам из сокровищницы, например, пуговица - черная, блестящая, круглая, веточка пихты – колючая, зеленая, пушистая, цепляющаяся, каштан – твердый, темно-коричневый, мятый, округлый, бутылочка – цилиндрическая, гладкая, треугольная, круглая, овальная, сужающаяся, душистая, кожура бобов – легкая, темно-серая, светло-серая, овальная, выпуклая и вытянутая, волнистая, треснутая, хрупкая и т. п. );
- слов-помощников, (как, словно, похоже, как будто бы…)
- коробочек, (Родители с детьми и педагоги приносили интересной формы коробочки).
- сокровищ. ( Дети, родители, педагоги приносили разные по форме, размеру, цвету… мелкие предметы)
2. Создание картотеки сокровищ. ( предметов – посредников).
Предметы-посредники способствуют возникновению у детей эмоционально-положительного отношения к объекту и стремление передать собеседнику через речь разнообразие особенностей объекта.
«Сокровища» распределяем по ячейкам в ящике: по материалу, по форме, по размеру, по цвету.
3. Создание картотеки сравнений.
Например, Глаза по цвету черные, как угольки, как горошинки перца; синие, как сливы; зеленые, как травка…
Глаза по форме овальные, как косточки слив, как половинки грецкого ореха...
Нос, как розовое сердечко, кусочек коричневой замши, сморщенный шиповник, клубничка, ватный шарик… и т. д.
Основной:
1.Выведение обобщенной модели исследования объекта:
1. Взять объект, не называя его.
2. Выделить нужные части.
3. У этих частей исследовать и назвать значения признаков.
4. Найти данное значение у других предметов в картотеке.
5. Сделать сравнение.
6. Рассказать о ключевом объекте через предметы-посредники.
2. Продуктивная деятельность:
- Книга детских загадок, составленных вместе с родителями под руководством педагогов.
- Книга детских рассказов описательного типа.
- Устное творчество детей.
- Рисунки к загадкам.
- У каждого ребенка есть своя загадка в коробочке
В ходе работы на подготовительном и основном этапах мы использовали творческие задания и упражнения типа:
· На что похоже (по цвету, по форме, по материалу…)
· Найди такой же… (по цвету, по форме…)
· На наших зайцев погляди, все глазки по цвету (размеру…) опиши.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.