Д.: Леша: я могу быть синицей, у меня есть желтый цвет на рубашке и желто-зеленым яблоком на натюрморте.
Театральная комната и натюрморт И.И.Машков «Снедь московская: хлебы»
Цель: учить детей выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Развивать связную речь, работать над сложно-подчиненными предложениями.
Воспитатель предлагает войти в «Теремок»:
1). Всем объектам, имеющим округлую форму (сушки, бублики, ромовая баба, стол, узор на скатерти, ваза, пирожное на натюрморте, барабан, бубен, диски, подушки, вазоны, сидения стульев)
2). Пианино и сайке, если они скажут, чем они похожи друг на друга (прямоугольная форма, есть блестящие поверхности, сайка разделена на одинаковые частички, у пианино есть клавиши, сайка расположена у стены, пианино – тоже)
Плетенка и диван (мягкие, пышные, продолговатые, светло-коричневые, расположены у стены).
2. «Ключевое слово»
Цель: учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно». Развивать связную речь, ассоциативное мышление, обогащать речь сравнительными оборотами, метафорами.
- полка возвышается над столом подобно сцене над зрителями в театральной комнате
- скатерть спускается с полки как занавес со сцены
- маленькие пирожные в коробочке вроде малышей в креслицах
3. «Сыщики»
Цель: учить детей системно сравнивать, формировать умение абсрагировать признаки при сравнении.
В.: представьте наш город, где в нем спрятаны объекты леса?
Д.: многоэтажные дома – это высокие ели и сосны экскаватор- крот, фонари- светлячки люди- муравьи
4. «Живая картина»
Цель: учить детей делать сравнения от имени другой системы, вживаться в сравнительный образ, изображать его с помощью мимики, характерных звуков. Развивать ассоциативное мышление, обогащать речь сравнительными оборотами.
В.: ты кто, Лена?
Д.: Я – ромовая баба, как гармонь
В.: А ты кто, Максим?
Д.: Я – слойка, как свернутый коврик.
В.: А кто ты, Даша?
Д.: колокольчик в коробке, как пирожные с кремом в вазе.
Болото и картина И.Т.Хруцкого «Натюрморт со свечой»
1. «Представьте себе, что…»
Цель: учить детей системно сравнивать, находить для объекта одной системы замену в другой опираясь на какое-либо сходство (размер, цвет, функция , форма, качество..)
Упражнять в построении сложно-подчиненого предложения ?????
В.: представьте себе, что натюрморт это болото, то чем может быть бинокль и почему?
Д.: лягушкой, потому что у нее большие круглые глаза. Птицей, которая внимательно что-то рассматривает. Бинокль нужен для внимательного рассматривания чего-либо.
В.: корзина с виноградом?
Д.: кочкой с клюквой,, потому что она бывает очень крупной, а на кочке ее бывает очень много.
2. «Когда я смотрю на натюрморт, то представляю, что…»
Цель: учить детей находить общее между двумя объектами, в определенных системах, где различие выражено гораздо больше, чем сходство, формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнении. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.
В.: Чем похожи цапля и бинокль?
В. Что вы представляете, когда смотрите на бинокль?
Д.: Я представляю, что цапля стоит на 1 ноге в воде и вынимает лягушек.
В.: На что похожа свеча.
Д.: Я представляю, что свеча это одинокая сосна, которая стоит за болотом
3. «Диспетчер»
Цель: упражнять детей классификации, в выделении свойств у данной системы.
Дети двигаются по группе, имитируя езду на различных видах транспорта.
Воспитатель-диспетчер объявляет остановки и просит детей сообщить кто вышел.
В.: остановка «крылья». Кто вышел?
Д.: цапля, кулик, комар, слепень, журавль, вальдшнеп, бекас, муха, пчела, стрекоза, мотылек, выпь.
В.: остановка «корни». Кто вышел?
Д.: клюква, рогоз, береза, осока, мох, морошка…
В.: «Узорчатая кожа»
Д.: змея, уж, лягушка, тритон
Речевые зарисовки по сравнению экосистемы «болото» с «Натюрмортом со свечой» Хруцкого.
«Я вижу на натюрморте, где спряталось болото…»
На столе, как на болотном мху стоит корзина с яблоками, похожими на кочки с крупной клюквой. Бинокль, как лягушка. Кувшин, как камыш. Свечка, как дерево- сосна.
Корзина с виноградом похожа на трясину, потому что трясина тоже зеленая, т.к. покрыта травой и мхом. Трясина такая же глубокая, как и корзина. Стакан с водой и лимоном, как маленькое озерцо с головастиками. А отвертка, как поваленное дерево. Этот натюрморт похож на болото.
Тема Виноградов
«Стол, как все болото, а стены вокруг, как темный лес. Свечка, как дерево, а старый кувшин, как будто камень. Виноград похож на клюкву. Бинокль, как наблюдательная цапля. Стакан с лимоном, словно гнездо с яйцом. Отвертка похожа на змею. Этот натюрморт похож на болото»
Вова Харламов
Речевые зарисовки по сравнению зимующих птиц с натюрмортом К.С.Петров-Водкин «Ветка яблони»
«Я вижу на этом натюрморте, где спрятаны зимующие птицы. Стол, как будто снег. Ветка с яблоками как поваленное дерево на котором сидят синицы и следят за своей подругой. Стакан, как льдина. Красные помидоры, как снегири. Сливы, как будто это воробышки клюют семена».
Леша Филин
«Я смотрю на натюрморт и вижу яблоки на ветке, похожие на свиристелей на дереве. А под деревом снегирей. Сливы здесь, как будто воробушки. Вода в стакане, как снеговик. Он сверкает, потому что снег стал таять, а потом вода на нем замерзла и превратилась в лед».
Владислав Громадский
«Яблоки на столе, как будто в кормушке птицы. Большое красное яблоко, как мама-снегирь. А совсем красное яблоко – папа-снегирь с красной грудкой. Яблоко с зеленым бочком, как синица-папа, а желтое яблоко – мама-синица. Красная скатерть похожа на кормушку, полную птиц».
Игорь Пирогов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.