Обучение системным сравнения детей с общим недоразвитием речи при описании натюрмортов, страница 2

Д.: Леша: я могу быть синицей, у меня есть желтый цвет на рубашке и желто-зеленым яблоком на натюрморте.

Театральная комната и натюрморт И.И.Машков «Снедь московская: хлебы»

  1. «Теремок»

Цель: учить детей выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Развивать связную речь, работать над сложно-подчиненными предложениями.

Воспитатель предлагает войти в «Теремок»:

1). Всем объектам, имеющим округлую форму (сушки, бублики, ромовая баба, стол, узор на скатерти, ваза, пирожное на натюрморте, барабан, бубен, диски, подушки, вазоны, сидения стульев)

2). Пианино и сайке, если они скажут, чем они похожи друг на друга  (прямоугольная форма, есть блестящие поверхности, сайка разделена на одинаковые частички, у пианино есть клавиши, сайка расположена у стены, пианино – тоже)

Плетенка и диван (мягкие, пышные, продолговатые, светло-коричневые, расположены у стены).

2. «Ключевое слово»

Цель: учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно». Развивать связную речь, ассоциативное мышление, обогащать речь сравнительными оборотами, метафорами.

-  полка возвышается над столом подобно сцене над зрителями в театральной комнате

-  скатерть спускается с полки как занавес со сцены

-  маленькие пирожные в коробочке вроде малышей в креслицах

3. «Сыщики»

Цель: учить детей системно сравнивать, формировать умение абсрагировать признаки при сравнении.

В.: представьте наш город, где в нем спрятаны объекты леса?

Д.: многоэтажные дома – это высокие ели и сосны экскаватор- крот, фонари- светлячки люди- муравьи

4. «Живая картина»

Цель: учить детей делать сравнения от имени другой системы, вживаться в сравнительный образ, изображать его с помощью мимики, характерных звуков. Развивать ассоциативное мышление, обогащать речь сравнительными оборотами.

В.: ты кто, Лена?

Д.: Я – ромовая баба, как гармонь

В.: А ты кто, Максим?

Д.: Я – слойка, как  свернутый коврик.

В.: А кто ты, Даша?

Д.: колокольчик в коробке, как пирожные с кремом в вазе.

Болото и картина И.Т.Хруцкого «Натюрморт со свечой»

1.  «Представьте себе, что…»

Цель: учить детей системно сравнивать, находить для объекта одной системы замену в другой опираясь на какое-либо сходство (размер, цвет, функция , форма, качество..)

Упражнять в построении сложно-подчиненого предложения  ?????

В.: представьте себе, что натюрморт это болото, то чем может быть  бинокль и почему?

Д.: лягушкой, потому что у нее большие круглые глаза. Птицей, которая внимательно что-то рассматривает. Бинокль нужен для внимательного рассматривания чего-либо.

В.: корзина с виноградом?

Д.: кочкой с клюквой,, потому что она бывает очень крупной, а на кочке ее бывает очень много.

2.  «Когда я смотрю на натюрморт, то представляю, что…»

Цель: учить детей находить общее между двумя объектами, в определенных системах, где различие выражено гораздо больше, чем сходство, формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнении. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.

В.: Чем похожи цапля и бинокль?

В. Что вы представляете, когда смотрите на бинокль?

Д.: Я представляю, что цапля стоит на 1 ноге в воде и вынимает лягушек.

В.: На что похожа свеча.

Д.: Я представляю, что свеча это одинокая сосна, которая стоит за болотом

3.  «Диспетчер»

Цель: упражнять детей классификации, в выделении свойств у данной системы.

Дети двигаются по группе, имитируя езду на различных видах транспорта.

Воспитатель-диспетчер объявляет остановки и просит детей сообщить кто вышел.

В.: остановка «крылья». Кто вышел?

Д.: цапля, кулик, комар, слепень, журавль, вальдшнеп, бекас, муха, пчела, стрекоза, мотылек, выпь.

В.: остановка «корни». Кто вышел?

Д.: клюква, рогоз, береза, осока, мох, морошка…

В.: «Узорчатая кожа»

Д.: змея, уж, лягушка, тритон

Речевые зарисовки по сравнению экосистемы «болото» с «Натюрмортом со свечой» Хруцкого.

«Я вижу на натюрморте, где спряталось болото…»

На столе, как на болотном мху стоит корзина с яблоками, похожими на кочки с крупной клюквой. Бинокль, как лягушка. Кувшин, как камыш. Свечка, как дерево- сосна.

Корзина с виноградом похожа на трясину, потому что трясина тоже зеленая, т.к. покрыта травой и мхом. Трясина такая же глубокая, как и корзина. Стакан с водой и лимоном, как маленькое озерцо с головастиками. А отвертка, как поваленное дерево. Этот натюрморт похож на болото.

Тема Виноградов

«Стол, как все болото, а стены вокруг, как темный лес. Свечка, как дерево, а старый кувшин, как будто камень. Виноград похож на клюкву. Бинокль, как наблюдательная цапля. Стакан с лимоном, словно гнездо с яйцом. Отвертка похожа на змею. Этот натюрморт похож на болото»

Вова Харламов

Речевые зарисовки по сравнению зимующих птиц  с натюрмортом К.С.Петров-Водкин «Ветка яблони»

«Я вижу на этом натюрморте, где спрятаны зимующие птицы. Стол, как будто снег. Ветка с яблоками как поваленное дерево на котором сидят синицы и следят за своей подругой. Стакан, как льдина. Красные помидоры, как снегири. Сливы, как будто это воробышки клюют семена».

Леша Филин

«Я смотрю на натюрморт и вижу яблоки на ветке, похожие на свиристелей на дереве. А под деревом снегирей. Сливы здесь, как будто воробушки. Вода в стакане, как снеговик. Он сверкает, потому что снег стал таять, а потом вода на нем замерзла и превратилась в лед».

Владислав Громадский

«Яблоки на столе, как будто в кормушке птицы. Большое красное яблоко, как мама-снегирь. А совсем красное яблоко – папа-снегирь с красной грудкой. Яблоко с зеленым бочком, как синица-папа, а желтое яблоко – мама-синица. Красная скатерть похожа на кормушку, полную птиц».

Игорь Пирогов