Матюнина И. В.
Проект для детей 4-5 лет
«Море, которого на карте нет»
ПРОБЛЕМА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
У детей среднего возраста слабо развито представление о понятии «материал». Понятие «материал» они приравнивают к понятию «ткань». Дети затрудняются в назывании признаков таких материалов, как дерево, стекло, бумага, ткань и т.д.
ПРОБЛЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
После окончания строительно-конструктивной деятельности в свободное от занятий время воспитатель предложил детям разложить «строители» и конструкторы по материалу, из которого они сделаны. У детей возникли вопросы: Что такое материал? Каким он бывает? Чем отличается один от другого?
ЦЕЛЬ:
Помочь детям овладеть понятием «материал». Различать несколько видов материалов (дерево, стекло, ткань, бумага). Учить классифицировать объекты, выделяя их главные признаки; выделять основные признаки самих материалов.
КОПИЛКА
I. Наглядный материал:
v предметы сделанные из разных материалов (натуральные объекты: посуда, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д.);
v иллюстрации, картинки объектов, сделанных из разных материалов;
v игрушки;
v коллекции разновидностей одного и того же материала.
II. Художественное слово:
v стихи («Не мешайте мне трудиться» Е. Благининой; речевой продукт проекта);
v загадки (речевой продукт проекта);
v сказки («Сказка о веселом мастере на все руки» А. Томилина);
v рассказы (речевой продукт проекта).
В процессе создания копилки с детьми сочинялись стихи, загадки, проводились разные игры. На познавательных занятиях изучали признаки разных материалов, проводили опыты.
СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ
по алгоритму
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
«МОРЕ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Содержание
1. О чем мы захотели узнать.
2. Что мы для этого сделали.
3. Что мы открыли.
МОДЕЛЬ
«МОРЕ ЧУДЕСНЫХ КОРАБЛЕЙ»
Приложение 1
ПРОТОКОЛ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
«МОРЕ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Воспитатель: Дорогие гости! Сегодня дети нашей группы расскажут вам о своем открытии, сделанном благодаря большой работе, которую они провели в поиске информации о разных материалах.
Ребенок 1: Мы с ребятами захотели узнать какие бывают материалы, что из них делают. Мы стали расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек.
Ребенок 2: Дома взрослые показывали нам предметы, сделанные из разных материалов. Каждый день мы узнавали что-нибудь интересное.
Ребенок 3: На занятиях мы проводили разные опыты и узнали, что:
1) дерево не тонет в воде:
2) дерево издает звук:
3) плащевая ткань не пропускает воду:
4) хлопчатобумажная ткань хорошо впитывает воду:
5) любой материал имеет свой вес:
6) стекло хрупкое, как лед и мел:
7) чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает в воде:
Ребенок 4: Мы узнали, что все материалы имеют разные признаки; и мы обозначили их символами.
Ребенок 5: Потом мы стали собирать копилку предметов из разных материалов: картинки, игрушки, сочиняли стихи, загадки.
Ребенок 6: Затем мы сделали картотеку и разложили все предметы по их главному признаку.
В одну коробочку мы положили все деревянные предметы.
В другую – все бумажные предметы.
В третью – все стеклянные предметы.
В четвертую – все предметы, сделанные из ткани.
Ребенок 7: Мы с ребятами хорошо подумали и сделали маленькое открытие. Сейчас мы вам о нем расскажем.
Ребенок 1: Бывает море воды.
Бывает море песка.
Бывает море цветов.
Мы с ребятами открыли море разных материалов и сейчас его вам покажем.
Ребенок 2: Эй, ребята, выходите, море наше покажите.
Все дети принимают участие в игре «Море волнуется»
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Какие материалы живут в нашем море, скорей расскажи!
Дети: Дерево, стекло, бумага, ткань, резина, пластмасса, кожа, глина и др.
Воспитатель: Сегодня в нашем море плавают четыре корабля, а вот какие это корабли, из какого материала сделаны, вы узнаете из наших загадок, которые мы с ребятами сами придумали.
Тимур: Плавает, но не утка,
Горит, но не бумага,
Сохранит тепло, но не одежда.
Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?..
Правильно! Это деревянный корабль. Он сделан из дерева.
Никита: Блестит, но не солнышко,
Хрупкий, но не лед,
Прозрачный, но не вода.
Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?..
Правильно! Это стеклянный корабль. Он сделан из стекла.
Настя: Плетеный, но не паутина,
Наряжает, но не елочная игрушка,
Сохраняет тепло, но не дом.
Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?..
Правильно! Это тканевый корабль. Он сделан из ткани.
Тимур: Горит, но не дерево,
Рвется, но не ткань,
Пропускает воду, но не песок.
Воспитатель: Какой это корабль? Из какого материала он сделан?..
Правильно! Это бумажный корабль. Он сделан из бумаги.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Деревянный корабль к берегу плывет, пассажиров в путешествие зовет. А так как корабль деревянный, то путешествовать на нем будут только деревянные предметы.
Каждый ребенок называет деревянный объект и становится участником путешествия на деревянном корабле.
Дети: Я деревянный стул (стол, кровать, ложка, доска, скамейка, забор, дом и т.д.)
Воспитатель: Чтобы наше путешествие было не скучным, деревянные предметы расскажут о себе веселые стихи.
Вова: Ложки
Пляшут ложки
На одной ножке.
Кружатся, стараются,
Друг дружке улыбаются
Настя Г.: Скамейка
Деревянная скамейка
Стоит возле дома.
А на ней сидят детишки
Коля, Дима, Тома.
Настя К.: Спички
Мы сестрички-озорнички
Деревянные спички.
Не для всех мы друзья.
В руки брать нас нельзя.
Марк: Теремок
Деревянный теремок
Закрыл двери на замок.
Слава: Мебель
Сколько мебели вокруг:
Шкаф, кровать, вот стол, вот стул.
Деревянная она,
В доме мебель всем нужна.
Воспитатель: Замечательная команда подобралась для нашего деревянного корабля: деревянные ложки, деревянная скамейка, спички-сестрички, теремок, мебель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.