Предмет, задачи, основные подходы к определению содержания курса «Педагогические технологии»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

установить взаимосвязь и иерархию основных понятий курса;

- выявить основания наиболее существенных  классификаций педагогических технологий.

- сформировать собственное мнение о возможностях и перспективах, а также о недостатках и ограничениях применения технологического подхода в педагогической деятельности.

План.

1.  Различные подходы к определению понятия «педагогические технологии»: исторический и современный подходы.

2.   Соотношение и взаимосвязь основных понятий курса. Пед. ситуация и пед. задача.

3.   Виды педагогических технологий, проблемы их классификации. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические пед. технологии.

4.   Место и роль педагогических технологий в системе педагогических дисциплин.

Информационный блок.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.  Среди широчайшего спектра мнений понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя основными аспектами:

- педагогическая технология, как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая на этой основе педагогические процессы;

- педагогическая технология, как описание, алгоритм педагогического процесса, направленного на достижение определенных результатов обучения и воспитания;

- педагогическая технология, как осуществление технологического педагогического процесса, функционирование всех педагогических средств.

Не каждый опыт педагогической деятельности может считаться технологией. Педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям – критериям технологичности деятельности:

- Концептуальность. Педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

- Системность.  Педагогическая технология должны обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех компонентов, целостностью и т.д.

Управляемость.  В педагогической технологии должна быть заложена возможность диагностического целеполагания, проектирования и планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов деятельности с целью коррекции результатов.

Эффективность и оптимальность.  Педагогическая технология предполагает достижение желаемого результата способом, наилучшим в данных условиях в соответствии с избранным критерием оптимальности – например, за наименьшее время.

Воспроизводимость.  Педагогическая технология предполагает ее применение в других образовательнх учреждениях и другими субъектами педагогической деятельности, т.е. она может быть повторена, воспроизведена.

Сегодня созданы десятки разнообразных педагогических технологий. Однако, многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и т.п. имеют достаточно много общего и по различным общим признакам могут быть классифицированы, т.е.  объединены в несколько обобщенных групп. Основанием для классификации могут служить такие признаки, как: философская основа, содержание образования, тип управления познавательной деятельностью учащихся, доминирующие методы и т.д.

В отличие от педагогической технологии, педагогическая техника

Похожие материалы

Информация о работе