установить взаимосвязь и иерархию основных понятий курса;
- выявить основания наиболее существенных классификаций педагогических технологий.
- сформировать собственное мнение о возможностях и перспективах, а также о недостатках и ограничениях применения технологического подхода в педагогической деятельности.
План.
1. Различные подходы к определению понятия «педагогические технологии»: исторический и современный подходы.
2. Соотношение и взаимосвязь основных понятий курса. Пед. ситуация и пед. задача.
3. Виды педагогических технологий, проблемы их классификации. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические пед. технологии.
4. Место и роль педагогических технологий в системе педагогических дисциплин.
Информационный блок.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Среди широчайшего спектра мнений понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя основными аспектами:
- педагогическая технология, как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая на этой основе педагогические процессы;
- педагогическая технология, как описание, алгоритм педагогического процесса, направленного на достижение определенных результатов обучения и воспитания;
- педагогическая технология, как осуществление технологического педагогического процесса, функционирование всех педагогических средств.
Не каждый опыт педагогической деятельности может считаться технологией. Педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям – критериям технологичности деятельности:
- Концептуальность. Педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность. Педагогическая технология должны обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех компонентов, целостностью и т.д.
- Управляемость. В педагогической технологии должна быть заложена возможность диагностического целеполагания, проектирования и планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов деятельности с целью коррекции результатов.
- Эффективность и оптимальность. Педагогическая технология предполагает достижение желаемого результата способом, наилучшим в данных условиях в соответствии с избранным критерием оптимальности – например, за наименьшее время.
- Воспроизводимость. Педагогическая технология предполагает ее применение в других образовательнх учреждениях и другими субъектами педагогической деятельности, т.е. она может быть повторена, воспроизведена.
Сегодня созданы десятки разнообразных педагогических технологий. Однако, многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и т.п. имеют достаточно много общего и по различным общим признакам могут быть классифицированы, т.е. объединены в несколько обобщенных групп. Основанием для классификации могут служить такие признаки, как: философская основа, содержание образования, тип управления познавательной деятельностью учащихся, доминирующие методы и т.д.
В отличие от педагогической технологии, педагогическая техника
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.