Тема подготовлена к.п.н., доцентом Зайцевой Л.А.
Технология диагностической деятельности учителя.
Цели изучения темы:
- сформировать у студентов понятие о педагогической диагностике, обеспечить выявление существенных характеристик педагогической и психологической диагностики;
- начать формирование диагностических умений студентов.
План.
1. Понятие о педагогической диагностике, ее специфика. Взаимосвязь и особенности психологической, педагогической и социологической диагностики.
2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе.
3. Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства. Условия эффективности педагогического диагностического исследования.
4. Типичные диагностические ошибки, их причины, способы коррекции.
Информационный блок.
Диагностическая деятельность учителя – это вид педагогической деятельности, направленный на распознавание свойств, характеристик и состояний всех компонентов конкретной педагогической ситуации; на выработку оснований для принятия и выполнения учителем практических решений.
Любая деятельность включает в себя цель, предмет, средства и результат. Диагностическая деятельность имеет те же характеристики, что и всякая другая. Поэтому ее сущность можно раскрыть через названные категории. Основной характеристикой деятельности является ее предмет (то есть то, на что эта деятельность направлена). В качестве предмета диагностической деятельности учителя могут выступать различные компоненты педагогического процесса: цель взаимодействия (то, что принято называть «диагностически заданными целями»), учебно-познавательная деятельность детей (ее педагогические аспекты – степень сформированности учебных действий, знаний, направленность интересов и др.); деятельность самого учителя; личностные особенности ребенка и учителя, проявляющиеся в их взаимодействии; педагогические средства, которые использует учитель; наконец, это и результаты обучения и воспитания – уровни обученности и воспитанности.
Цель диагностической деятельности учителя – в выявлении информации, позволяющей учителю вырабатывать критерии анализа и оценки педагогических ситуаций, определять зону поиска педагогических решений и их конструктивную разработку, регулировать действия учащихся и собственные профессиональные действия, оценивать эффективность результатов педагогического взаимодействия.
Результатом диагностической деятельности учителя является педагогический диагноз, который формулируется с учетом выявленных особенностей, свойств и характеристик субъектов и компонентов педагогического процесса и структурно организуется на основе соотношения «цель взаимодействия – индивидуальные особенности ученика – педагогические средства».
К средствам диагностической деятельности учителя относятся: наблюдение, анализ детских работ, беседы, собеседования, метод независимых характеристик и др. Всеми перечисленными методами учитель пользуется ежедневно, наблюдая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.