ТЕМА: "ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ И МОДИФИКАЦИОННАЯ. ГЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ: КОМБИНАТИВНАЯ И МУТАЦИОННАЯ. ФАКТОРЫ МУТАГЕНЕЗА".
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении патологической физиологии, внутренних и нервных болезней, педиатрии, гигиены, психиатрии, при работе врачом общей практики и медико-генетической консультации.
II. Цель
1. Научить студентов статистическим и графическим методам изучения модификационной изменчивости, методике решения ситуационных задач по комбинативной изменчивости у человека и на генные мутации, дифференциальным отличиям мутаций от модификаций.
2. Выяснить степень усвоения студентами вопросов классификации изменчивости, характеристики модификаций у людей, взаимодействия среды и генотипа в проявлении признаков человека. Оказать содействие в понимании вопросов по комбинативной изменчивости, ее значении в обеспечении генетического разнообразия людей, классификации мутаций, мутагенных факторов, генетической опасности загрязнения окружающей среды.
III. Задачи
1. Знать типы и виды изменчивости, характеристику онтогенетической и модификационной изменчивости, положения мутационной теории, характеристику мутаций, влияние мутагенов на организм человека, генетическую опасность загрязнения окружающей среды.
2. Уметь пользоваться методикой статистической обработки модификационной изменчивости, решать задачи на комбинативную и мутационную изменчивость, отличать мутации от модификаций.
3. Ознакомиться с ролью развития, обучения и воспитания в проявлении признаков у человека, с видами репарации генетического материала и ее роли в развитии наследственных заболеваний.
IY. Содержание, хронокарта занятия
────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время п/п│ Этапы занятия │в мин.
────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. Ответы на вопросы. 5
2. Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса. 45
2.1 Изменчивость, ее типы и виды.
2.2 Онтогенетическая изменчивость. Механизмы ее проявления в процессе индивидуального развития человека. Роль онтогенетической изменчивости в проявлении наследственных болезней человека.
2.3 Модификационная изменчивость. Норма реакции.
2.4 Статистические методы изучения модификационной изменчивости (средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, квадратическое отклонение, вариационная кривая). Использование статистических показателей в определении нормы признака и ее пределов.
2.5 Взаимодействие среды и генотипа в проявлении признаков у человека (роль развития, обучения, воспитания).
2.6 Комбинативная изменчивость, ее значение в обеспечении генетического разнообразия людей. Система браков.
2.7 Мутационная изменчивость. Теория Г.де Фриза. Классификация мутаций.
2.8 Характеристика генеративных и соматических мутаций.
2.9 Характеристика генных, хромосомных, межхромосомных, геномных и цитоплазматических мутаций.
2.10 Характеристика мутаций по адаптивному значению.
2.11 Спонтанные мутации, механизмы их возникновения. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.
2.12 Индуцированные мутации. Физические, химические и биологические мутагены, механизмы их действия. Мутагенез и канцерогенез. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды мутагенами.
2.13 Репарация генетического материала. Фотореактивация.
Темновая репарация. Пострепликативная репарация. Генетические различия в активности репарирующих ферментов как одна из причин устойчивости человека к действию мутагенов. Мутации, связанные с нарушением репарации, их роль в патологии человека.
3. Тестовый контроль. 10
4. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по выполнению лабораторной работы. 5
5. Выполнение лабораторной работы. 60
6. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов. 5
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме. 5
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
ИТОГО: 135
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратив внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов занятия с участием студентов всей группы.
По вопросу 2.1 разобрать типы и виды изменчивости.
По вопросу 2.2 рассмотреть механизмы проявления онтогенетической изменчивости в индивидуальном развитии.
По вопросу 2.4 рассмотреть понятия: что такое варианта, средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, квадратическое отклонение, вариационная кривая. Сделать акцент на использование статистических показателей в определении нормы признака и ее пределов у человека.
По вопросу 2.6 рассмотреть механизм возникновения комбинативной изменчивости, систему браков и последствия инбридинга.
При рассмотрении вопроса 2.7 разобрать положения мутационной теории Г. де Фриза, классификацию мутаций. Следует обратить внимание студентов на то, что предлагаемая классификация довольно условна, т.к. одни и те же мутации могут быть отнесены к разным группам.
В вопросе 2.9 рассмотреть характеристику генных, хромосомных и геномных мутаций и механизмы их возникновения.
В вопросе 2.11 необходимо сделать акцент, что спонтанные мутации являются детерминированными.
В вопросе 2.13 рассмотреть механизмы репараций. Обратить внимание студентов на значение нарушения репарации в патологии заболеваний человека.
При выполнении лабораторной работы студенты изучают модификационную изменчивость роста и веса новорожденных при рождении. Выполнение работы предусматривает построение вариационного ряда и вариационной кривой изменчивости роста и веса, проведение статистической обработки цифровых величин вариационного ряда (средней арифметической, ошибки средней арифметической и квадратического отклонения). Затем студенты решают задачи на комбинативную изменчивость и на генные мутации.
Подвести итог занятия. Проверить протоколы выполнения лаборатор ной работы. Особое внимание обратить на правильность решения и оформления задач. Дать ООД к очередному занятию.
YI. Методическое обеспечение занятия
Таблицы:
1. Пороки развития (76).
2. Мутационная изменчивость животных (13).
YII. Литература
Основная:
1. Лекции.
2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, с.125-145.
3. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. (1-я книга). М., ВШ, 1997, с.146-154, 181-200, 220-223.
4. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, с.97-106.
5. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология (курс лекций для студентов медицинских вузов). Витебск, 1997, с.57-65.
6. Заяц Р. Г., Рачковская И. В. Основы общей и медицинской генетики. Мн., ВШ, 1998, с.84-98.
Дополнительная:
1. Бочков Н. И., Захаров А. Ф., Иванов В. И. Медицинская генетика. М., Медицина, 1984, с.23-36.
2. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев, Навукова думка, 1979, с.186-203, 205-207, 219-250, 334-348.
3. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., Мир, с.200-201, 293-306.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.