ТЕМА: "ФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ"
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии, патологической анатомии, акушерства, хирургии, при работе врачом общей практики.
II. Цель
1. Научить студентов определять на микропрепаратах стадии митоза.
2. Проверить степень усвоения студентами знаний по характеристике клеточного и митотического циклов, по способам размножения клеток и их биологическому значению, нейро-эндокринным механизмам регуляции деления клеток, медицинским аспектам клеточной пролиферации.
III. Задачи
1. Знать современные представления о клетке как открытой саморегулирующейся системе.
2. Уметь экспериментально исследовать проницаемость клеточных мембран.
3. Ознакомиться с явлением фагоцитоза в животных клетках.
IY. Содержание, хронокарта занятия
────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время
п/п│ Этапы занятия │в мин.
────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. Ответы на вопросы. 5
2. Проверка знаний студентов методом фронтального опроса. 55
2.1 Жизненный цикл клетки, его периоды и характеристика.
Цитогенетическая характеристика ядра клетки в период
интерфазы.
2.2 Деление клетки, его типы и виды.
2.3 Митоз:
- собственно митоз, его фазы, динамика распределения ге-
нетического материала, биологическое значение;
- мейоз, фазы мейоза, их цитологическая и цитогенетиче-
ская характеристика, биологическое значение;
- эндомитоз, политения, механизмы их возникновения, био-
логическое значение.
2.4 Амитоз, его виды и формы, биологическое значение.
2.5 Клеточная пролиферация. Проблема клеточной пролиферации
в медицине.
2.6 Нейро-эндокринные механизмы регуляции деления клеток.
3. Тестовый контроль. 10
4. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению ла-
бораторной работы. 5
5. Выполнение лабораторной работы. 45
6. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний
студентов. 10
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной
теме. 5
ИТОГО: 135
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.
Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы. При разборе вопроса 2.1 необходимо уяснить, что такое клеточный и митотический циклы, в каких случаях митотический цикл является составной частью клеточного цикла, в каких случаях митотический цикл совпадает с клеточным. Необходимо дать характеристику клеточного цикла.
По вопросу 2.2 разобрать классификацию способов размножения клеток.
При изучении вопроса 2.3 указать виды митоза (собственно митоз, мейоз, политения, эндомитоз). Подробно, с использованием таблицы 19, разобрать изменения в клетке, происходящие во всех фазах митоза. Уяснить биологическое значение митоза. При разборе мейоза воспользоваться таблицами 10, 21, 22.
При рассмотрении вопроса 2.4 разобрать амитоз, классификацию амитоза по форме и по виду, биологическую сущность прямого деления клеток. При изучении вопроса 2.5 уяснить, что такое клеточная пролиферация, дать классификацию тканей на виды в зависимости от способностей их клеток к пролиферации (стабильные, статические, лабильные), значение проблемы клеточной пролиферации в медицине.
По вопросу 2.6 изучить нейро-эндокринные механизмы регуляции деления клеток.
Указать на вопросы, которые студенты плохо разобрали, на необходимость их повторения самостоятельно.
Дать ООД по выполнению лабораторной работы.
Студенты заполняют таблицы "характеристика фаз митоза животной клетки", "Характеристика периодов интерфазы", "Цитогенетическая характеристика ядер клеток в мейозе".
Преподаватель контролирует правильность выполнения лабораторной работы и производит коррекцию.
Подвести итог занятия. Дать оценку знаний и умений каждого студента с учетом уровня самоподготовки, правильности изучения и зарисовки микропрепаратов. Дать ООД к очередному занятию.
YI. Методическое обеспечение занятия
Таблицы:
1. Кроссинговер (10) - 2 шт.
2. Митоз (19) - 3 шт.
3. Мейоз - цитологические основы наследования признаков (21) - 2 шт.
4. Стадии мейоза (22) - 2 шт.
Микропрепараты:
1. Митоз в корешке лука - 24 шт.
2. Митоз в клетках мочевого пузыря мыши - 13 шт.
3. Митоз животной клетки. Краевая зона печени аксолотля - 9 шт.
4. Митоз животной клетки.
5. Митоз растительной клетки.
6. Дробление в яйце аскариды.
Диапозитивы:
1. (258) Микрофотография интерфазы / Митоз.
2. (259) Компоненты мембран хлоропласта / Хромосомы в делящейся клетке.
3. (265) Начало профазы. Микрофотография профазы.
4. (269) Мейоз / Коньюгация хромосом.
5. (271) Фазы мейоза.
6. (273) Метафаза / Анафаза.
7. (282) Функция митохондрий / Пластиды.
8. (283) Длительность фаз митоза.
9. (292) Амитоз. Сравнение митоза и амитоза.
10. (302) Мейоз.
11. (303) Митоз. Мейоз. Амитоз.
12. (304) Различные типы кроссинговера.
13. (330) Поведение гомологичных хромосом в процессе мейоза.
14. (331) Кроссинговер. Метафаза мейоза и митоза.
15. (343) Кроссинговер. Нарушения при расхождении хромосом.
16. (344) Деление животной и растительной клетки.
Оборудование:
1. Микроскопы Биолам Р-11.
2. Диапроектор Пеленг-800.
YII. Литература
1. Лекции.
2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, с33-35, 39-41.
3. Слюсарев А. А., Жуков С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, с43-48, 56-58.
4. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., Мир, 1982, с.206-209.
5. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Под ред. Богоявленского Ю. К. М., Медицина, 1988, с.26-28.
6. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по медицинской биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема 5.
7. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Курс лекций. Витебск, 1997, лекция 3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.