VII семестр
Тема 1. Версальская система послевоенного мирного урегулирования.
План.
1. Военное поражение Германии и ее союзников в Первой мировой войне. Компьенское перемирие.
2. Парижская мирная конференция. Противоречия между ее участниками.
3. Версальский мирный договор и мирные договоры с союзниками Германии.
4. Образование Лиги наций. Мандатная система.
5. Причины непрочности версальской системы.
Обязательная литература.
1. История международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945). –М., 1986. Т.1. Гл.3.
2. Ленин В. И. Доклад о международном положении и задачах Коммунистического интернационала. – Полн. Собр. Соч. Т.41.
3. Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории. (1917 – 1945). – М., 1980. Вып.1. Тема 3.
4. Хрестоматия по новейшей истории. 1917 – 1939. – М., 1960. Т.1., Гл.3.
Дополнительная литература.
1. Всемирная история. – М., 1961. Т.8. Гл.3,4.
2. История дипломатии / Под ред. А. А. Громыко. – М., 1965. Т.3. Гл.6.
3. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. – М., 1945.
4. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. – М., 1945.
5. Попов Н. Новейшая история в художественно-исторических образах (1917 – 1945): Пособие для учителей. – М., 1967. Гл. «Версальская система».
6. Тардье А. Мир. – М., 1943.
Методические рекомендации.
При изучении темы следует ознакомиться с материалами учебных пособий, учебника, со вступительной статьей к теме 3 практикума, затем приступить к изучению источников и дополнительной литературы. Необходимо обратить внимание на причины заключения Компеньенского перемирия 1918 г.; уяснить, почему германское правительство спешило с подписанием этого документа. При анализе текста Компеньенского перемирия важно уяснить, чем обусловлено включение в него статей 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 22, 23. Надо обратить внимание на статью 12: страны Антанты стремились использовать войска Германии против Советской России. Немецкая делегация, разыграв «русскую карту», учтя «14 пунктов Вильсона», получила некоторые уступки по Компеньенскому перемирию. В итоге этого перемирия не стало безоговорочной капитуляцией Германии.
При рассмотрении вопроса о Парижской мирной конференции следует обратить внимание на противоречия между странами – участницами, прежде всего США, Великобританией, Францией и Италией по вопросу учреждения Лиги наций; уяснить структуру, полномочия, причины слабости этой организации. Важно понять, что Версальская система мирных договоров была глубоко противоречивой, шаткой и неустойчивой.
Тема 2. Ноябрьская революция в Германии.
План.
1.Обострение революционного кризиса в Германии.
2.Ноябрьская революция, ее движущие силы и характер. Основные этапы револющии.
3.Январские бои 1919 г.
4.Баварская советская революция.
5.Веймарская конституция.
6.Итоги, уроки и значение революции.
7.Историография революции.
Обязательная литература.
1.Ленин В. И. Письмо к немецким коммунистам. – Полное собрание сочинений. Т.44., с. 88 – 100.
2.Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории. (1917 – 1945). – М., 1980. Вып.1. Тема 3.
Дополнительная литература.
1.Драбкин Я. С. Ноябрьская революция в Германии. – М., 1967.
2.Об оценке революции 1918 – 1919 гг. в Германии. //Новая и новейшая история. – 1989. – №6.
3.Орлова М. И. Германская революция 1918 – 1919 гг. в историографии ФРГ. – М., 1986.
4.Хаффнер С. Революция в Германии 1918 – 1919 гг. Пер. с нем. – М., 1983.
Методические рекомендации.
Рассматривая первый вопрос темы, следует отметить обострение социально-экономических и политических противоречий в стране вследствие участия Германии в Первой мировой войне. Прежде всего надо обратить внимание на резкое ухудшение положения широких масс населения, нарастания революционного движения. При этом необходимо привлечь документы из практикума (вып. 1, с. 114 – 118).
Затем следует рассмотреть события в г. Киле в начале ноября 1918 г., определить движущие силы революции. При рассмотрении вопроса о характере революции необходимо обратиться к дискуссии среди историков в конце 50-х годов. Этапы революции даны в «Истории новейшего времени стран Европы и Америки 1918 – 1945 гг.» (под ред. Е. Ф. Язькова). – М., 1989.
Третий и четвертый вопросы можно рассмотреть, используя документы (с. 118 – 130), учебное пособие, а также дополнительную литературу. Веймарскую конституцию надо проанализировать, обратившись к извлечению из документа в практикуме (с. 130 – 132).
Шестой и седьмой вопросы рассматриваются с учетом учебного пособия и дополнительной литературы.
Тема 3. Борьба антифашистских сил в Германии против фашистской диктатуры в 1933 – 1939 гг.
План.
1.Внутреннее и международное положение Германии в 1929 –1933 гг. Обострение социальной и политической борьбы в стране.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.