Версальская система послевоенного мирного урегулирования. Страны Латинской Америки в 1945-1990-е года (Тематика семинарских занятий), страница 3

Тема 5. «Новый курс»; Ф. Рузвельта.

План

1.  Последствия экономического кризиса 1929-1933 гг. для США.

2.  Президентские выборы 1932 г. и приход к власти Ф. Рузвельта.

3.  Разработка «Нового курса», его основное содержание.

4.  Закон Вагнера и федеральный закон о социальном страховании.

5.  Внешняя политика администрации США в 1933-1939 гг.

6.  Значение «Нового курса».

Обязательная литература.

1.  История новейшего времени стран Европы и Америки- 1918—1945: Учебник для студентов вузов по специальности «История» / Под ред. Е. Ф, Язькова. М, 1989. Гл. 12.

2.  Стегарь С/А. Практикум по новейшей истории (1917-1945). М., 1980. Вып. 2. Тема 4.

3.  Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т- 1. Гл. 5.

Дополнительная литература.

1.  Всемирная история. М., 1962. Т. IX., Гл. XIX.

2.  История США. М„ 1985. Т. 3. Гл. 2.

3.  Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: историко-документальные очерки. М., 1988.

4.  Козенко Б. Д., Севостьянов Г. .Н. История США: Учеб. пособие. Самара. 1994.

5.  Севостьянов Г. И. Судьба соглашения Рузвельта - Литвинова о долгах и кредитах // Новая и новейшая история. 1995. № 1, 3.

6.  Уткин А. И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1995.

Методические рекомендации.

Рассмотрение темы следует начать с выяснения особенностей экономического кризиса 1929—1933 гг. в США. Следует также обратить внимание на то, что кризис привел к неслыханным бедствиям многих граждан страны и вызвал волну массового народного движения (забастовочную борьбу, массовые демонстрации против безработицы, национальные голодные походы на Вашингтон, поход ветеранов войны летом 1932 г., выступления фермеров, движения за независимые политические действия и за создание третьей партии).

Далее необходимо обратить внимание на особенности избирательной кампании 1932 г.: в предвыборной платформе республиканской партии не было ничего, что обещало бы хотя бы частичное облегчение бедственного положения рабочих и фермеров; демократическая партия признавала необходимость проведения либеральных реформ (см.: Практикум..., с. 60—63; Хрестоматия..., с. 517—518). Гибкая тактика кандидата демократической партии, выдвинувшего лозунг «Нового курса», а также более благоприятное положение демократов, позволившее им сваливать вину за кризис на республиканцев, обеспечили победу на выборах Ф. Рузвельту.

Рассматривая третий вопрос плана, следует обратить внимание на теоретическую базу «Нового курса» — кейнсианство. Необходимо уяснить, что стратегической целью «Нового курса» было обеспечение перехода США на новую, либеральную, модель развития капитализма; ближайшей целью политики Ф. Рузвельта являлся вывод страны из кризиса. Далее надо отметить шаги президента по спасению банковской системы, проанализировать закон о восстановлении промышленности (ПИРА) и закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. (см.; Практикум..., с. 63—67; Хрестоматия, с, 522—528).

Переходя к четвертому вопросу плана, необходимо обратить внимание на то, что в основе социальной политики Ф. Рузвельта находились идеи «социального государства». Рабочее и демократическое движение в значительной мере обусловило сдвиг влево а политике «Нового курса»; в этом контексте следует сделать анализ закона Вагнера и федерального закона о социальном обеспечении (см.: Практикум..., с. 71-74;  Хрестоматия..., с- 520-534).

При рассмотрении пятого вопроса необходимо обратить внимание на противоречивость внешнеполитического курса администрации Ф. Рузвельта, на борьбу тенденций к изоляционизму и интернационализму. В этом контексте следует рассматривать нормализацию отношений с СССР, политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки (см.: Практикум-.., с. 77; Хрестоматия..., с- 529), законодательство о нейтралитете.