§3. Внешняя политика России в начале нового столетия
В конце 90-х гг. международное положение Российской Федерации было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Россия утратила статус мировой державы вследствие ослабления экономики и зависимости от иностранных инвестиций, преимущественно со стороны США. Во-вторых, на протяжении последних 15 лет Россия потеряла своих союзников в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В-третьих, страны СНГ не стремились к активным взаимоотношениям с Россией и формировали достаточно противоречивое окружение, сориентированное на страны Запада или исламский мир. В-четвертых, Россия столкнулась с фактом неуклонного расширения НАТО за счет приема новых членов из числа бывших социалистических стран и контактов со странами СНГ.
После официального вступления в должность Президента РФ В.В. Путина российская дипломатия стала вырабатывать новые приоритеты. Уже в мае 2000 г. Путин провел встречи и беседы почти со всеми лидерами государств СНГ. Ему удалось придать мощный импульс развитию взаимоотношений с этими странами.
Прорыв был достигнут в вопросе российско-белорусской интеграции. В январе 2001 г. состоялась встреча В.В. Путина и А.Г. Лукашенко (Президента республики Беларусь). Они подтвердили договоренности 1999 г. о создании Союзного государства. Летом того же года состоялось совещание глав государств СНГ в Москве, на котором особое внимание уделялось проблемам региональной и мировой стабильности.
В столице Казахстана Астане был подписан Договор об образовании ЕАЭС — Евроазиатского экономического сообщества. В нем, в частности, были закреплены договоренности об экономическом сотрудничестве, о зоне свободной торговли. Договор подписали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Еще в середине 90-х гг. появилась идея присоединить Белоруссию к России на правах федерального округа. Предполагалось, что Белоруссия войдет в состав России не целиком, а областями. Тогда Лукашенко отказался наотрез. В.В. Путин вернулся к этому вопросу, напомнил Лукашенко о российском газе и дал ему понять, что за газ надо платить даже друзьям. Он напомнил, что экономика Белоруссии составляет лишь 3% российской. В ответ Лукашенко заявил, что «у российской стороны нет желания двигаться в направлении единения братских народов Белоруссии и России». Лукашенко заявил, что Белоруссия будет настаивать на сохранении государственного суверенитета, соглашается на введение рубля как единой союзной валюты, но официальный Минск требует для себя право влиять на эмиссионный процесс.
Более сложными были отношения России с государствами Закавказья. Дружеские и союзнические отношения сложились между Россией и Арменией с первых дней СНГ. Трудными оказались взаимоотношения между Москвой и Баку (Азербайджан). В январе 2001 г. Путин посетил Баку. Между лидерами двух государств был подписан Договор о разделении шельфа Каспийского моря. Важным результатом этой встречи стало признание Г.А. Алиевым необходимости пересмотреть свои взаимоотношения с Турцией и НАТО как приоритетные и признание того, что почти 1 млн граждан Азербайджана работает в России, и этот факт нельзя игнорировать при формировании межгосударственных отношений.
Взаимоотношения с Грузией -другим государством Закавказья — складывались более напряженно. Грузинское руководство продолжало проводить политический курс на изоляцию от России. В Панкисском ущелье нашли приют не только несколько тысяч чеченских беженцев, но и отряды боевиков. Поэтому введение для граждан Грузии визового режима при въезде и выезде из России оказалось неизбежным.
В русле улучшения отношений с США можно рассматривать инициативу России по ратификации российско-американского договора СНВ-2, который был призван существенно сократить уровень ядерных боезарядов с обеих сторон. Ратификация этого договора способствовала улучшению российско-американских отношений и создавала основу для продолжения разработки стратегии сокращения вооружений. Летом 2000 г. состоялся официальный визит американского президента Б. Клинтона в Москву. Результатом этого визита стал Меморандум о договоренности между РФ и США о создании совместного центра обмена данными систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет.
Одновременно шла разработка обновленной концепции внешней политики Российской Федерации. Россия больше не ставила перед собой каких-либо глобальных, а тем более идеологических задач супердержавы. Новая концепция исходила из идеи о многополярном мире, положение в котором России определялось как великой евразийской державы, которая несет ответственность за поддержание безопасности в мире по всем направлениям, как на глобальном, так и региональном уровне.
Новый импульс отношениям с европейскими странами придали поездки В.В. Путина в Германию, Испанию и Италию в июне 2000 г. По их результатам были подписаны многочисленные документы, направленные на расширение сотрудничества России с этими странами.
В июле того же года состоялся официальный визит российского президента в Китай, затем в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Ни российские, ни советские лидеры никогда не посещали КНДР. Поэтому визит Путина был успехом не только российской дипломатии, но и северокорейской. Благодаря этому визиту она начала выходить из полной международной изоляции. Закрытая политика этой страны вызывала озабоченность внешнего мира, особенно в связи с тем, что Северная Корея имеет собственную ракетную программу.
В июле 2000 г. на острове Окинава в Японии состоялась встреча лидеров «Большой восьмерки», в которую входят наиболее развитые страны мира. Участие России в этой встрече имело большое значение для усиления собственных позиций на международной арене.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.