Внешняя политика России в начале нового столетия, страница 2

Там же на Окинаве прошли российско-японские переговоры на высшем уровне. Стороны договорились о расширении сотрудничества в сфере экономической деятельности, в частности освоения российского Дальнего Востока, нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. По-прежнему не разрешенным остался территориальный вопрос — проблемы Южных Курил.

В начале октября состоялся визит В.В. Путина в Индию. Эта самая крупная страна Южной Азии. Она не ведет активной внешней политики за пределами своего региона. Вместе с тем она является крупнейшим покупателем российского оружия. В этой стране предполагается построить несколько АЭС с помощью России.

Во внешней политике современной России произошло серьезное переосмысление международных отношений, сложившихся в предшествовавшие 10 лет. В частности, это касалось налаживания дипломатических отношений с Кубой. На протяжении 30 лет Куба была привилегированным партнером Советского Союза, членом СЭВ. Долг Кубы СССР достиг почти 20 млрд дол. Большая часть промышленных предприятий была построена Советским Союзом или с его помощью. Куба была крупным покупателем обычного российского вооружения.

Накануне своего визита на Кубу В.В. Путин заявил, что разрыв отношений с Кубой в постсоветский период «был исторической ошибкой». В результате встречи между Гаваной (столица Кубы) и Москвой был заключен пакет соглашений о сотрудничестве не только в области экономики, политики, но и военно-стратегической.

Визит в Канаду, состоявшийся сразу же после Кубы, подписание совместного заявления о сотрудничестве в области стратегической стабильности, так же как и налаживание отношений с Кубой, продемонстрировали всему миру, что период проамериканской политики России, начатой при Горбачеве и продолженной при Ельцине, закончился.

В ноябре 2001 г. В. Путин участвовал в двухдневном саммите в Брунее. По мнению многих аналитиков, это свидетельствовало об изменении геополитических целей России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь формируется новый мировой экономический центр XXI в. Для России это крайне важный процесс, так как она нуждается в притоке инвестиций в регионы

Сибири и Дальнего Востока. Для стран АТР, подчеркнул В. Путин в своем выступлении в Брунее, Россия может стать разработчиком самых передовых технологий — от повышения производительности нефтяных промыслов до прикладного использования космической техники.

Внешняя политика России в 2000—2001 гг. была очень активной и энергичной. В центре ее — взаимоотношения с США. Именно они продолжали оставаться осью мировой политики. За последние 10 лет позиция США как самой сильной в военном и экономическом отношении державы мира существенно укрепилась. Россия снова вышла на арену мировой политики как мобильный игрок. Новый президент вывел Россию из изоляции.

Однако в начале 2001 г. в отношениях России и США наступил серьезный кризис. Несмотря на имевшиеся международные договоренности о контроле над вооружениями и сохранении стратегической стабильности в мире, новая американская администрация Д. Буша-младшего предприняла некоторые шаги, которые поставили под сомнение положительные результаты сложившейся системы международных отношений.

Весной американский президент заявил о начале реализации оборонной инициативы — программы «звездных войн». Летом США начали испытания противоракетного оружия нового поколения. Эти действия российская дипломатия расценила как противоречащие основным положениям советско-американского договора о ПРО (противоракетной обороны) от 1972 г. Эти действия США вели к разрушению всей системы имевшихся договоренностей по контролю за вооружениями. Позиция США вызвала осуждение большинства стран мира. В том числе и их союзников. Мировое сообщество оказалось перед угрозой ликвидации стратегической стабильности.

Изменения мирового внешнеполитического пространства произошли после И сентября 2001 г., когда международные террористы — члены радикальной исламской организации Усама бен Ладена совершили террористический акт в США.

Осознание опасности со стороны международного терроризма позволило США и России пересмотреть основные приоритеты своей внешней политики. Россия однозначно осудила международный терроризм, призвала все страны выступить против его проявлений и сплотиться в борьбе с ним. США и Россия выступили союзниками в действиях против талибов в Афганистане, в отношениях с Ираком, Саудовской Аравией и другими странами, заподозренными мировой общественностью в поддержке террористов.

Подведем итоги. С конца 2001 г. начались серьезные геополитические изменения. В результате войны против талибов США закрепились в Афганистане и Центральной Азии. Они впервые осуществили качественный геополитический рывок после распада СССР и конца «холодной войны», и вышли в тыл России, Китая и Ирана.

Позиция США значительно усилилась и в деле расширения НАТО. На пражском саммите Совета НАТО в октябре 2002 г. было принято решение о включении в НАТО прибалтийских республик.

Новый террористический акт — захват чеченскими террористами зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве 23 октября 2002 г. перевернул еще одну страницу международных отношений и взаимоотношений Вашингтона и Москвы. Президент США заявил, что нет никаких причин или национальных устремлений, которые могли бы оправдать захват невинных людей. Признание факта связи между терактами в России и США, принадлежности их исполнителей к международной террористической сети «Аль-Кае-да» повлекло за собой новые изменения в характере взаимоотношений между двумя государствами и во всем мире.