Урок 49. СССР В КОНЦЕ 20-х - 30-е гг. НАСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ ФРОНТУ
Задачи урока: Учащиеся должны знать различные точки зрения на оценку итогов развития советской страны в 30-е годы и выразить свое отношение к ним.
Базовые понятия: экстенсивное развитие, советская модель модернизации, индустриализация, коллективизация, тоталитаризм, ГУЛАГ, культ личности.
Ход урока
I. Во вводной беседе надо отметить, что к середине 20-х годов особую значимость приобрели вопросы о перспективах дальнейшего развития нашей страны.
Индустриализация была исторически необходима. Это объяснялось также сложной международной ситуацией, необходимостью обеспечения обороноспособности страны.
II. Изучение нового материала
1. Кризис конца 20-х годов. Экстенсивное восстановление народного хозяйства. Отставание от западных стран.
2. Напряженность в международных отношениях, внешние угрозы. Объективная потребность в форсированном преодолении отставания.
3. Советская модель модернизации. "Социалистическая индустриализация". Ход индустриализации.
4. Итоги и значение индустриализации СССР.
5. Коллективизация сельского хозяйства - советский вариант аграрной революции.
6. Итоги первых пятилеток. Цена форсированной индустриализации.
7. Плоды коллективизации. Социальные сдвиги.
8. Конституция 1936 г.: декларация и реальность.
9. Завершение складывания «тоталитарной» политической системы. «Культ личности» И. В. Сталина.
III. Закрепление
На контурной карте "СССР в 1922 - 1936 гг." укажите основные стройки первых пятилеток.
Обобщающая беседа по вопросам:
1. Какие задачи были решены в ходе индустриализации в СССР?
2. Какие последствия для страны имела реализация курса на форсированную индустриализацию?
38
3. В чем вы видите задачи сплошной коллективизации?
4. Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию?
5. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима. Какие субъективные факторы способствовали этому?
6. Докажите, что ВКП (б) являлась стержнем тоталитарной системы? Задание на дом: §46- 48. Ответить на вопросы учебника.
Урок 50. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1938 - 1941 гг.)
Задачи урока: Ознакомиться с мероприятиями Советского государства по подготовке страны к войне; уяснить, что в основе всех этих мероприятий лежала ленинская идея защиты социалистического Отечества; отметить роль предвоенных пятилеток и коллективизации в создании экономической основы обороноспособности страны.
Базовые понятия: антикомминтерновский пакт, военная доктрина, репрессии.
Ход урока
1. 1. Проверка выполнения домашнего задания.
2. Перед объяснением нового материала перед учащимися можно поставить логическую задачу: какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР?
II. Изучение нового материала
1. Обострение военной опасности. Антикомминтерновский пакт.
2. Расширение границ СССР. Укрепление обороноспособности страны.
3. Подготовка к войне. Советская военная доктрина.
4. Курс фашистской Германии на передел мира.
5. Дипломатические маневры западных стран.
6. Пакт Молотова - Риббентропа и его последствия.
7. Советско-финская война.
III. Закрепление
Проверить, как учащиеся справились с логическим заданием. Обобщающая беседа:
1. Расскажите о плане "Барбаросса". Какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?
39
2. Как повлияли договоры СССР с Германией, война против Финляндии, присоединение Прибалтики на международный престиж и положение СССР?
3. Какие изменения в Красной Армии произошли в предвоенные годы? Как они повлияли на обороноспособность страны?
На контурной карте "СССР в 1922-1936 гг." отметьте территориальные приращения 1939-1940 гг.
Задание на дом. § 52. Ответить на вопросы учебника.
Раздел IV. ИСТОРИЯ СССР (1941-1985 гг.)
Уроки 51-52. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. БИТВА ПОД МОСКВОЙ
Задачи урока: Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии, вскрыть причины временных неудач Красной Армии.
Уяснить великий освободительный характер войны со стороны советского народа, программу мобилизации всех сил страны на разгром врага.
Базовые понятия: 1) блицкриг; 2) мобилизация; 3) партизанское движение; 4) фронт; 5) тыл; 6) стратегия; 7) тактика; 8) театр военных действий; 9) эвакуация.
Ход урока
I. Проверка выполнения домашнего задания
II. Изучение нового материала
1. Нападение Германии. Соотношение сил.
2. Просчеты советского политического руководства и военного командования.
3. Катастрофическое начало войны. Мобилизация.
4. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 г.
5. Оборона Москвы. Контрнаступление и разгром немцев под Москвой.
6. Партизанское движение.
7. Советский тыл в годы войны.
III. Закрепление
1. В чем вы видите причины неудач Красной Армии в начальный период войны?
40
2. Приведите примеры мужества и героизма советского народа в первые месяцы войны.
3. Перечислите мероприятия советского руководства по отражению агрессии в первые недели войны.
4. Какое значение придавали фашисты захвату Москвы?
5. Начать заполнение таблицы "Основные военные операции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.