СССР в конце 20-х - 30-е гг. Наступление социализма по всему фронту. Реформа 1965 года. Международное положение и внешняя политика

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Урок 49. СССР В КОНЦЕ 20-х - 30-е гг. НАСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ ФРОНТУ

Задачи урока: Учащиеся должны знать различные точки зрения на оценку итогов развития советской страны в 30-е годы и выразить свое отношение к ним.

Базовые понятия: экстенсивное развитие, советская модель модернизации, индустриализация, коллективизация, тоталитаризм, ГУЛАГ, культ личности.

Ход урока

I.  Во вводной беседе надо отметить, что к середине 20-х годов особую значимость приобрели вопросы о перспективах дальнейшего развития нашей страны.

Индустриализация была исторически необходима. Это объяснялось также сложной международной ситуацией, необходимостью обеспечения обороноспособности страны.

II. Изучение нового материала

1.  Кризис конца 20-х годов. Экстенсивное восстановление народного хозяйства. Отставание от западных стран.

2.   Напряженность в  международных отношениях,  внешние угрозы. Объективная потребность в форсированном преодолении отставания.

3.  Советская модель модернизации. "Социалистическая индустриализация". Ход индустриализации.

4. Итоги и значение индустриализации СССР.

5.  Коллективизация сельского хозяйства - советский вариант аграрной революции.

6. Итоги первых пятилеток. Цена форсированной индустриализации.

7. Плоды коллективизации. Социальные сдвиги.

8. Конституция 1936 г.: декларация и реальность.

9.   Завершение  складывания «тоталитарной»  политической системы. «Культ личности» И. В. Сталина.

III. Закрепление

На контурной карте "СССР в 1922 - 1936 гг." укажите основные стройки первых пятилеток.

Обобщающая беседа по вопросам:

1. Какие задачи были решены в ходе индустриализации в СССР?

2.  Какие последствия для страны имела реализация курса на форсированную индустриализацию?

38

3. В чем вы видите задачи сплошной коллективизации?

4. Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию?

5. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима. Какие субъективные факторы способствовали этому?

6. Докажите, что ВКП (б) являлась стержнем тоталитарной системы? Задание на дом: §46- 48. Ответить на вопросы учебника.

Урок 50. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1938 - 1941 гг.)

Задачи урока: Ознакомиться с мероприятиями Советского государства по подготовке страны к войне; уяснить, что в основе всех этих мероприятий лежала ленинская идея защиты социалистического Отечества; отметить роль предвоенных пятилеток и коллективизации в создании экономической основы обороноспособности страны.

Базовые понятия: антикомминтерновский пакт, военная доктрина, репрессии.

Ход урока

1.  1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Перед объяснением нового материала перед учащимися можно поставить логическую задачу: какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР?

II. Изучение нового материала

1. Обострение военной опасности. Антикомминтерновский пакт.

2. Расширение границ СССР. Укрепление обороноспособности страны.

3. Подготовка к войне. Советская военная доктрина.

4. Курс фашистской Германии на передел мира.

5. Дипломатические маневры западных стран.

6. Пакт Молотова - Риббентропа и его последствия.

7. Советско-финская война.

III. Закрепление

Проверить, как учащиеся справились с логическим заданием. Обобщающая беседа:

1. Расскажите о плане "Барбаросса". Какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?

39

2.  Как повлияли договоры СССР с Германией, война против Финляндии, присоединение Прибалтики на международный престиж и положение СССР?

3.  Какие изменения в Красной Армии произошли в предвоенные годы? Как они повлияли на обороноспособность страны?

На контурной карте "СССР в 1922-1936 гг." отметьте территориальные приращения 1939-1940 гг.

Задание на дом. § 52. Ответить на вопросы учебника.

Раздел IV. ИСТОРИЯ СССР (1941-1985 гг.)

Уроки 51-52. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Задачи урока: Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии, вскрыть причины временных неудач Красной Армии.

Уяснить великий освободительный характер войны со стороны советского народа, программу мобилизации всех сил страны на разгром врага.

Базовые понятия: 1) блицкриг; 2) мобилизация; 3) партизанское движение; 4) фронт; 5) тыл; 6) стратегия; 7) тактика; 8) театр военных действий; 9) эвакуация.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания

II. Изучение нового материала

1.  Нападение Германии. Соотношение сил.

2.  Просчеты советского политического руководства и военного командования.

3. Катастрофическое начало войны. Мобилизация.

4. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 г.

5. Оборона Москвы. Контрнаступление и разгром немцев под Москвой.

6. Партизанское движение.

7. Советский тыл в годы войны.

III. Закрепление

1. В чем вы видите причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

40

2. Приведите примеры мужества и героизма советского народа в первые месяцы войны.

3.  Перечислите мероприятия советского руководства по отражению агрессии в первые недели войны.

4. Какое значение придавали фашисты захвату Москвы?

5.  Начать заполнение таблицы "Основные военные операции

Похожие материалы

Информация о работе