выявлению и количественной характеристике опасных и вредных факторов в различных сферах жизнедеятельности, развитие у студентов исследовательской деятельности и творческой инициативы.
Содержание практических занятий соответствует целям и задачам дисциплины «Гигиена с основами экологии человека».
№/ пп |
Ссылка на компетенции и уровни усвоения |
часы |
Тема, содержание аудиторных (лабораторно-практических) занятий |
Деятельность студента |
1. |
Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 2. Тема 4. Ультрафиолетовое излучение, профилактика УФ- недостаточности. Использование УФЛ в аптечных учреждениях. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка инсоляционного режима» 3. Практическое задание №2 «Расчет количества облучательных установок и условий применения УФ лучей» 4. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Слушает лектора 3. Участвует в дискуссии 4. Решает ситуационную задачу и производит расчет количества, мощности и времени работы бактерицидных облучателей при обеззараживании воздуха и поверхностей помещений; 5. Представляет протоколы выполнения практических занятий 6. Отвечает на вопросы 7. Участвует в обсуждении |
2. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 3. Тема 1. Гигиеническая оценка санитарного благоустройства аптек и проектов аптечных учреждений. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка проекта аптеки» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Участвует в дискуссии 3. Разбирается в проектных материалах строительства или реконструкции аптечных учреждений; с последующим оформлением гигиенического заключения. 4. Представляет протоколы выполнения практических занятий 5. Отвечает на вопросы 6. Участвует в обсуждении |
3. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 3. Тема 2. Санитарные требования к режиму и содержанию аптечных учреждений. Методы и средства дезинфекции в аптеках. Приказ № 309. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка санитарного состояния аптеки» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Участвует в дискуссии 3. Изучает нормативную документация – приказ № 309. 4. Дает гигиеническую оценку санитарного состояния различных помещений аптек. 5. Представляет протоколы выполнения практических занятий 6. Отвечает на вопросы 7. Участвует в обсуждении |
4. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 3. Тема 3. Гигиенические требования к освещению производственных помещений. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка освещенности аптеки» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Участвует в дискуссии 3. Проводит инструментальные и расчетные определения естественной и искусственной освещенности в учебной аудитории; 4. Дает санитарно-гигиеническое заключение. 5. Представляет протоколы выполнения практических занятий 6. Отвечает на вопросы 7. Участвует в обсуждении |
5. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 3. Тема 4. Элементы санитарного благоустройства аптек: вентиляция и отопление производственных помещений. Гигиеническая характеристика. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка эффективности показателей микроклимата аптеки» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Слушает лектора 3. Участвует в дискуссии 4. Оценивает эффективность действия естественной и искусственной вентиляции и отопления, решая ситуационную задачу; 5. Дает санитарно-гигиеническое заключение. 6. Представляет протоколы выполнения практических занятий 7. Отвечает на вопросы 8. Участвует в обсуждении |
6. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Раздел 4. Тема 2. Гигиеническая оценка шума и вибрации. Профессиональные заболевания. Приказ № 302н. Меры профилактики. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка шумо-вибрационного фактора в условиях производства» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Слушает лектора 3. Участвует в дискуссии 4. Изучает нормативную документацию – приказ № 90. 5. Решает ситуационную задачу по оценки шумо-вибрационного воздействия на организм работающего 6. Дает гигиеническое заключение 7. Разрабатывает профилактические мероприятия 8. Представляет протоколы выполнения практических занятий 9. Отвечает на вопросы 10. Участвует в обсуждении |
7. |
Зн. 1; Зн. 2. Ум. 1. |
1 |
Раздел 5. Тема 1. Рациональное питание. Расчет индивидуальных энергозатрат. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Методики оценки собственного питания» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Слушает лектора 3. Участвует в дискуссии 4. Проводит расчет собственных энерготрат. Делает выводы. 5. Представляет протоколы выполнения практических занятий 6. Отвечает на вопросы 7. Участвует в обсуждении |
8. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
1 |
Раздел 5. Тема 2. Витамины, минеральные вещества, их гигиеническое значение. Оценка пищевого статуса. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Практическое задание №1 «Оценка пищевого статуса» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Слушает лектора 3. Участвует в дискуссии 4. Проводит определение пищевого статуса. 5. Делает выводы, дает рекомендации. 6. Представляет протоколы выполнения практических занятий 7. Отвечает на вопросы 8. Участвует в обсуждении |
9. |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
4 |
Раздел 6. Тема 1. Методы формы и средства гигиенического воспитания населения. 1. Выяснение исходного уровня знаний 2. Деловая игра «Санпросветработа в аптечной организации» 3. Контроль усвоения знаний |
1. Отвечает на вопросы входного тест- контроля. 2. Участвует в деловой игре 3. Отвечает на вопросы 4. Участвует в обсуждении |
10. |
Зачет. |
1. контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) либо в виде собеседования по билетам. 2. контроль усвоения практических умений (индивидуальное выполнение практического задания и отчет преподавателю о выполненной работе). |
2.6. Программа самостоятельной работы студентов (СРС)
Самостоятельная работа студентов заключается в работе со специальной литературой, рабочей программой по дисциплине, словарем, конспектом лекций, дополнительным раздаточным материалом, информационно-правовыми справочными системами, материалами из Internet, с использование основной и дополнительной литературы.
Ссылки на компетенции и уровни усвоения |
Часы |
Содержание самостоятельной работы |
Деятельность студента |
Формы контроля |
Раздел 2. Гигиена окружающей среды. Основы экологии. |
||||
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. |
1 |
Тема 1. Гигиеническая оценка микроклимата аптечных учреждений. |
Готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации) |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 3; Зн. 4. Ум. 1. |
1 |
Тема 2. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Методы улучшения качества воды. Требования к воде в аптечных учреждениях. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием основной и дополнительной литературы |
Проверка решения ситуационных задач по теме «Гигиеническая оценка качества питьевой воды». |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 3; Зн. 4. |
2 |
Тема 3. Гигиеническое значение почвы. Влияние на загрязнение лекарственного сырья. Загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов; взаимосвязь и влияние различных факторов окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека; принципы экологического нормирования вредных факторов. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием - основной и дополнительной литературы - методического пособия «Вопросы охраны воды, воздуха, почвы», Н-ск, 1990 |
Оценка выступления, осуществляет взаимоконтроль, Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 2. |
2 |
Тема 5. Эколого-гигиенические особенности жизни в крупном промышленном городе. Влияние на здоровье. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием - основной и дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации) |
Модуль 4. Гигиена труда. |
||||
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
2 |
Тема 3. Профессиональные вредности в работе фармацевта. Производственная пыль. Оценка токсичности производственных ядов. Профессиональные заболевания и отравления. Оздоровительные мероприятия. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Модуль 5. Здоровый образ жизни, вопросы личной гигиены, гигиена питания. |
||||
Зн. 1; Зн. 2. Ум. 1. |
2 |
Тема 1. Рациональное питание. Расчет индивидуальных энергозатрат. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
2 |
Тема 3. Заболевания связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов. Профилактика. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 1; Зн. 2. Ум. 1. |
2 |
Тема 5. Особенности организации питания во время беременности и в периоды лактации |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 1; Зн. 2. Ум. 1. |
2 |
Тема 6. Физиологические основы нетрадиционных методов питания населения. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
2 |
Тема 8. Понятие о профилактике. Первичная, вторичная, третичная профилактика, понятие, основные направления. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
2 |
Тема 9. Гипокинезия у аптечных работников, её влияние на здоровье. Двигательная активность, понятие, методы оценки. |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Модуль 6. Гигиеническое обучение и воспитание населения |
||||
Зн. 1; Зн. 2; Зн. 4. Ум. 1. |
4 |
Тема 1. Методы формы и средства гигиенического воспитания населения |
Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию |
Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль |
Итого (зе\час) |
0,61/22 |
Примерная тематика реферативных сообщений:
29. Технология оценки риска воздействия факторов окружающей среды.
Критерии оценки
Отлично-
четкоеи полное изложение материала в соответствии с предложенным планом (схемой) полный глубокий анализ; соответствующее всем требованиям оформление.
Хорошо-
недостаточно полное изложение примерно 20% материала; поверхностный анализ; нарушение некоторых требований к оформлению.
Удовлетворительно-
Недостаточно полное изложение 50% и более материала; отсутствие анализа; несоблюдение требований к оформлению.
2.7. Курсовая работа
Учебным планом не предусмотрены.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Особенности организации учебного процесса.
Актуальность курса: подготовка высококлассного специалиста по специальности «Фармацевт» не возможно без знаний дисциплины гигиена и экология человека, так как знание этих вопросов позволят организовывать и контролировать условия деятельности фармацевта.
Курс адресован студентам фармацевтического факультета.
Основная цель для обучающегося – понять роль гигиены в деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.