Рабочая программа дисциплины «Гигиена и экология человека» (Содержание дисциплины. Программа самостоятельной работы студентов)

Страницы работы

45 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

выявлению и количественной характеристике опасных и вредных факторов в различных сферах жизнедеятельности, развитие у студентов исследовательской деятельности и творческой инициативы.

Содержание практических занятий соответствует целям и задачам дисциплины «Гигиена с основами экологии человека».

№/

пп

Ссылка на компетенции и уровни усвоения

часы

Тема, содержание аудиторных (лабораторно-практических) занятий

Деятельность студента

1.   

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 2.

Тема 4.

Ультрафиолетовое излучение, профилактика УФ- недостаточности. Использование УФЛ в аптечных учреждениях.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка инсоляционного режима»

3.  Практическое задание №2 «Расчет количества облучательных установок и условий применения УФ лучей»

4.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Слушает лектора

3.  Участвует в дискуссии

4.  Решает ситуационную задачу и  производит расчет количества, мощности и времени работы бактерицидных облучателей при  обеззараживании воздуха и поверхностей помещений;

5.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

6.  Отвечает на вопросы

7.  Участвует в обсуждении

2.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 3.

Тема 1.

Гигиеническая оценка санитарного благоустройства аптек и проектов аптечных учреждений.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка проекта аптеки»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Участвует в дискуссии

3.  Разбирается в  проектных  материалах  строительства или реконструкции аптечных учреждений; с последующим оформлением гигиенического заключения.

4.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

5.  Отвечает на вопросы

6.  Участвует в обсуждении

3.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 3.

Тема 2.

Санитарные требования к режиму и содержанию  аптечных учреждений. Методы и средства дезинфекции в аптеках.  Приказ № 309.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка санитарного состояния аптеки»

3.  Контроль усвоения знаний

1.   Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Участвует в дискуссии

3.  Изучает нормативную документация – приказ № 309.

4.  Дает гигиеническую оценку санитарного состояния различных помещений аптек.

5.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

6.  Отвечает на вопросы

7.  Участвует в обсуждении

4.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 3.

Тема 3.

Гигиенические требования к освещению производственных помещений.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка освещенности аптеки»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Участвует в дискуссии

3.  Проводит инструментальные и расчетные определения естественной и искусственной  освещенности в учебной аудитории;

4.  Дает санитарно-гигиеническое заключение.

5.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

6.  Отвечает на вопросы

7.  Участвует в обсуждении

5.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 3.

Тема 4.

Элементы санитарного благоустройства аптек: вентиляция и отопление производственных помещений. Гигиеническая характеристика.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка эффективности показателей микроклимата аптеки»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Слушает лектора

3.  Участвует в дискуссии

4.  Оценивает эффективность действия естественной и искусственной вентиляции и отопления, решая ситуационную задачу;

5.  Дает санитарно-гигиеническое заключение.

6.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

7.  Отвечает на вопросы

8.  Участвует в обсуждении

6.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Раздел 4.

Тема 2.

Гигиеническая оценка шума и вибрации. Профессиональные заболевания. Приказ № 302н. Меры профилактики.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка шумо-вибрационного фактора  в условиях производства»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Слушает лектора

3.  Участвует в дискуссии

4.  Изучает нормативную документацию – приказ № 90.

5.  Решает ситуационную задачу по оценки шумо-вибрационного воздействия на организм работающего

6.  Дает гигиеническое заключение

7.  Разрабатывает профилактические мероприятия

8.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

9.  Отвечает на вопросы

10.  Участвует в обсуждении

7.   

Зн. 1;

Зн. 2.

Ум. 1.

1

Раздел 5.

Тема 1.

Рациональное питание. Расчет индивидуальных энергозатрат.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Методики оценки собственного питания»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Слушает лектора

3.  Участвует в дискуссии

4.  Проводит расчет собственных энерготрат. Делает выводы.

5.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

6.  Отвечает на вопросы

7.  Участвует в обсуждении

8.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

1

Раздел 5.

Тема 2.

Витамины, минеральные вещества, их гигиеническое значение. Оценка пищевого статуса.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Практическое задание №1 «Оценка пищевого статуса»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Слушает лектора

3.  Участвует в дискуссии

4.  Проводит определение пищевого статуса.

5.  Делает выводы, дает рекомендации.

6.  Представляет протоколы выполнения практических занятий

7.  Отвечает на вопросы

8.  Участвует в обсуждении

9.   

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

4

Раздел 6.

Тема 1.

Методы формы и средства гигиенического воспитания населения.

1.  Выяснение исходного уровня знаний

2.  Деловая игра  «Санпросветработа в аптечной организации»

3.  Контроль усвоения знаний

1.  Отвечает на вопросы входного тест- контроля.

2.  Участвует в деловой игре

3.  Отвечает на вопросы

4.  Участвует в обсуждении

10.   

Зачет.

1.  контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) либо  в виде собеседования по билетам.

2.  контроль усвоения практических умений (индивидуальное выполнение практического задания и отчет преподавателю о выполненной работе).

2.6. Программа самостоятельной работы студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов заключается в работе со специальной литературой, рабочей программой по дисциплине, словарем, конспектом лекций, дополнительным раздаточным материалом, информационно-правовыми справочными системами, материалами из Internet, с использование основной и дополнительной литературы.

Ссылки на компетенции и уровни усвоения

Часы

Содержание самостоятельной работы

Деятельность студента

Формы контроля

Раздел  2. Гигиена окружающей среды. Основы экологии.

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

1

Тема 1. Гигиеническая оценка микроклимата аптечных учреждений.

Готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации)

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 3;

Зн. 4.

Ум. 1.

1

Тема 2. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Методы улучшения качества воды. Требования к воде в аптечных учреждениях.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием основной и дополнительной литературы

Проверка решения ситуационных задач по теме  «Гигиеническая оценка качества питьевой воды».

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 3;

Зн. 4.

2

Тема 3. Гигиеническое значение почвы. Влияние на загрязнение лекарственного сырья. Загрязнения  окружающей среды и истощение природных ресурсов; взаимосвязь и влияние различных факторов окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека; принципы экологического нормирования вредных факторов.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием

- основной и дополнительной литературы

- методического пособия «Вопросы охраны воды, воздуха, почвы», Н-ск, 1990

Оценка выступления, осуществляет взаимоконтроль,

Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 2.

2

Тема 5. Эколого-гигиенические  особенности жизни в крупном промышленном городе. Влияние на здоровье.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием

- основной и дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации)

Модуль 4. Гигиена труда.

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

2

Тема 3. Профессиональные вредности  в работе фармацевта.  Производственная пыль. Оценка токсичности производственных ядов. Профессиональные заболевания и отравления. Оздоровительные мероприятия.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Модуль 5. Здоровый образ жизни,  вопросы личной гигиены, гигиена питания.

Зн. 1;

Зн. 2.

Ум. 1.

2

Тема 1. Рациональное питание. Расчет индивидуальных энергозатрат.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

2

Тема 3. Заболевания связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов. Профилактика.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 1;

Зн. 2.

Ум. 1.

2

Тема 5. Особенности организации питания во время беременности и в периоды лактации

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 1;

Зн. 2.

Ум. 1.

2

Тема 6. Физиологические основы нетрадиционных методов питания населения.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

2

Тема 8. Понятие о профилактике. Первичная, вторичная, третичная профилактика, понятие, основные направления.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

2

Тема 9. Гипокинезия у аптечных работников, её влияние на здоровье. Двигательная активность, понятие, методы оценки.

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Модуль 6. Гигиеническое обучение и воспитание населения

Зн. 1;

Зн. 2;

Зн. 4.

Ум. 1.

4

Тема 1. Методы формы и средства гигиенического воспитания населения

Самостоятельное изучение проблемы с использованием дополнительной литературы, готовит реферат, мультимедийную презентацию

Проверка и оценка реферата (презентации), Вопросы включены в итоговый контроль

Итого (зе\час)

0,61/22

Примерная тематика реферативных сообщений:

  1. Токсиколого-гигиеническая характеристика полимерсодержащих строительных материалов, в том числе в аптечных учреждениях..
  2. Решение проблемы мусора за рубежом и а России.
  3. Зеленые насаждения и их гигиеническая, физиологическая, психологическое значение.
  4. Токсиколого-гигиеническая характеристика отдельных загрязнителей окружающей среды.
  5. Глобализация проблем, связанные с загрязнением атмосферного воздуха.
  6. Формирование химического состава выхлопных газов автотранспорта.
  7. Особенности архитектурно-планировочных решений структурных подразделений ЛПУ.
  8. Современные технологии очистки воды и их внедрение в практику. 
  9. Пищевые ресурсы на земном шаре и их гигиеническая оценка.
  10. Современные источники белка.
  11. Генетически модифицированные продукты питания.
  12. Гигиеническая оценка различных диет (раздельное питание, голодание, кремлевская диета, посты и т.п.).
  13. Микроэлементозы.
  14. Гигиеническая оценка различных методов консервирования.
  15. Эпидемиологические особенности пищевых отравлений на современном этапе.
  16. Маринотоксикозы.
  17. Особенности питания спортсменов, студентов.
  18. Пищевая и биологическая ценность растительных продуктов Сибири.
  19. Особенности формирования алиментарно-зависимых заболеваний в современных условиях.
  20. Пищевые аллергены.
  21. Современные методы изучения адекватности питания.
  22.  Питание лиц, проживающих на экологически неблагополучных территориях.
  23. Экологически обусловленные заболевания.
  24. Эпидемиологические аспекты питания, значение в работе фармацевта.
  25. Химический состав  атмосферного воздуха – причины и последствия денатурации.
  26. Гигиенические проблемы урбанизации.
  27. Эколого-гигиеническая характеристика окружающей среды г. Новосибирска
  28. Эндемические заболевания Новосибирска и области.

29.  Технология оценки риска воздействия факторов окружающей среды.

Критерии оценки

Отлично-

четкоеи полное изложение  материала в соответствии с предложенным планом (схемой)  полный глубокий анализ; соответствующее всем требованиям оформление.

Хорошо-

недостаточно полное изложение  примерно 20% материала; поверхностный анализ; нарушение  некоторых требований к оформлению.

Удовлетворительно-

Недостаточно полное изложение  50% и более материала; отсутствие анализа; несоблюдение требований к оформлению.

2.7. Курсовая работа

Учебным планом не предусмотрены.

3.  ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Особенности организации учебного процесса.

Актуальность курса: подготовка высококлассного специалиста по специальности «Фармацевт» не возможно без знаний дисциплины гигиена и экология человека,  так как знание этих вопросов позволят организовывать и контролировать условия деятельности фармацевта.

Курс  адресован студентам фармацевтического факультета.

Основная цель для обучающегося – понять роль гигиены в деятельности

Похожие материалы

Информация о работе