Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«_____» _________________ 2007
Протокол № __________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Симптоматология и диагностика ревматических заболеваний.
Ревматоидный артрит. Остеоартроз.
Время: 3 часа
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
1.1. Цель занятия.
Изучить методику субъективного и объективного обследования ревматологических больных, научиться диагностировать ревматоидный артрит и остеоартрозы.
1.2. Мотивация для усвоения темы.
Болезни суставов и соединительной ткани (ревматические болезни) относятся к наиболее древним и самым распространенным заболеваниям, поражающим человека. В возрасте, превышающем 60 лет, около 97 % людей страдают остеоартрозом. Если к этому присовокупить больных ревматоидным артритом, подагрой и другими ревматическими заболеваниями, то должен быть констатирован факт практически абсолютной поражаемости человечества этой патологией. Современное распознавание ревматических болезней у лиц молодого возраста (острая ревматическая лихорадка, ревматоидный артрит, системная красная волчанка) и адекватная их терапия позволяют значительно продлить жизнь этих пациентов и отодвинуть время их инвалидизации, а адекватные диагностика и лечение остеоартроза и подагры значительно продлевают сроки активной жизни лиц зрелого и пожилого возраста. В этом заключаются социальная, экономическая и медицинская значимость ревматических болезней.
1.3. Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Определение понятий «ревматология», «ревматические болезни» и этиопатогенетическую суть этих заболеваний.
2. Общую симптоматологию и лабораторно - инструментальные методы диагностики ревматических болезней.
3. Принципы диагностики ревматоидного артрита и остеоартроза.
Студент должен уметь.
1. Провести целенаправленный расспрос больных с клиникой суставного синдрома, а также выявить основные симптомы, свойственные этому состоянию.
2. Составить план лабораторно - инструментального обследования ревматологического больного.
3. Распознавать симптомы ревматоидного артрита и остеоартроза и на основе их анализа устанавливать диагноз названных заболеваний.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Аналитические особенности опорно-двигательного аппарата.
2. Строение и функции соединительной ткани.
3. Аутоиммунные и иммунопатологические процессы.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Что такое ревматология и ревматические болезни?
2. Что объединяет ревматические болезни? В чем общность их патогенеза?
3. Общая симптоматология ревматических болезней.
4. Лабораторная и инструментальная диагностика ревматических болезней.
5. Определение и этиопатогенез ревматоидного артрита.
6. Основные клинические варианты ревматоидного артрита. Общие представления о классификации. Примеры формулировки диагноза.
7. Клинико-лабораторная диагностика ревматоидного артрита.
8. Диагностические критерии ревматоидного артрита.
9. Определение, этиопатогенез и классификация остеоартроза.
10. Клиническая диагностика остеоартрозов.
11. Инструментальная и лабораторная диагностика остеоартрозов.
4. Практическая часть занятия.
1. Расспрос и осмотр больных заболеваниями суставов.
2. Физикальное исследование кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, суставов.
3. Курация больных ревматоидным артритом, остеоартрозом.
5. Ход занятия.
В ходе занятия отрабатываются практические навыки и обсуждаются теоретические вопросы по теме занятия.
1. Что такое ревматология и ревматические болезни?
Ревматология – это область медицины, изучающая заболевания, при которых наблюдается преимущественное поражение соединительной ткани и локомоторного аппарата (воспалительного, дегенеративного и метаболического характера).
Ревматические болезни – это группа разнообразных по происхождению заболеваний преимущественно системного, реже локального характера, протекающих со стойким или преходящим суставным синдромом.
2. Что объединяет ревматические болезни? В чем общность их патогенеза?
Теоретическим обоснованием единства многочисленных ревматических болезней в одну группу является то обстоятельство, что их основу составляет преимущественное поражение соединительной ткани, как плотной (дерма, сухожилия и связки, хрящи и кости), так и ее специальных типов (синовиальные и серозные оболочки, базальные мембраны сосудов и эпителия и др.). При ревматических болезнях все перечисленные выше анатомические структуры вовлекаются в патологический процесс.
Отличительной особенностью этих заболеваний является системное поражение соединительной ткани воспалительного или дистрофического генеза. Это проявляется развитием полиартритов, в основе которых лежит воспаление синовиальных оболочек и (или) хрящевых структур многих суставов, полисерозитов (плеврит, перикардит, перитонит и др.), полимиозитов, васкулитов и др.
Базисной для изучения сути патогенеза ревматических болезней является иммунология. Иммунологической является природа таких ''истинных'', ''больших'' ревматических заболеваний, как ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит. Суть этих болезней – патологический иммунологический процесс. Но и в генез дегенеративно – метаболических состояний, свойственных таким заболеваниям, как подагра и остеоартроз, часто ''вмешиваются'' иммунореактивные процессы, способствующие прогрессирующему и устойчивому к лечению течению этих болезней.
3. Общая симптоматология ревматических болезней.
Симптоматология ревматических болезней очень многообразная, определяется характером и преимущественной локализацией патологического процесса в соединительной ткани тех или иных органов. Общими признаками является диффузность поражения организма и суставной синдром.
Далее будут приведены симптомы, характеризующие преимущественно поражение суставов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.