Концепция дошкольного воспитания (1989) и Концепция развития дошкольного воспитания в Белоруссии (1990), современные программы воспитания и обучения в детском саду определяют как основополагающий в работе с детьми принцип - принцип гуманизации, предполагающий отношение к дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека, а к ребенку как к величайшей ценности, требующей защиты, понимания, уважения. Поэтому гуманизацией, и обусловлена актуальность темы исследования.
Принцип гуманизации ориентирует на гармоническое развитие каждого ребенка, реализацию его творческого потенциала, на сотрудничество, сотворчество личностно-ориентированного воспитателя и учителя с ребенком, родителями. Лишь отход от учебно-дисциплинарной модели руководства педагогическим процессом сможет обеспечить создание благоприятного психологического климата в группе детского сада посредством обращенности к личности ребенка, а не преимущественно к его успехам и неудачам в учебной деятельности. Как показывают исследования, педагогическая практика именно неуспевающие, гиперактивные дети отличаются неуверенностью в себе, повышенным уровнем тревожности, агрессивностью; подобные нарушения в эмоциональной сфере негативно сказываются на развитии личности дошкольника.
Воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый по принципу гуманизации, предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цельюисследования явилось изучение самооценки дошкольников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере.
Объект - детская самооценка.
Предмет - самооценка старших дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере.
Гипотезы:
- самооценка старших дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере будет различаться по уровню, степени адекватности, устойчивости;
- существует взаимосвязь между самооценкой старшего дошкольника и типом отклонения в его эмоциональной сфере.
Задачи:
1) выявить старших дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере; возможные причины этих нарушений;
2) изучить особенности общей и частной, дифференцированной самооценки (в трудовой, музыкально-ритмической, физкультурной деятельности, системе межличностных отношений); самооценку динамического "Я" старших дошкольников;
3) изучить характер взаимосвязи эмоциональных состояний (отклонений в эмоциональной сфере) и самооценки старших дошкольников.
В ходе решения поставленных задач был применен комплекс методов, который включал в себя эксперимент, тестирование, анализ продуктов детского творчества, наблюдение, беседу (с детьми, воспитателями, родителями), социометрию и аутосоциометрию. Всего в работе использовано 15 методик.
Исследование проводилось на базе детского сада № 275 г. Минска.
Проблема нарушений в эмоциональной сфере дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных ученых
Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Т.А.Репина, П.М.Якобсон и др.). Развитие эмоциональной сферы дошкольника играет важную роль в формировании его личности. Лишь согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, единство "аффекта и интеллекта" (Л.С.Выготский) обеспечивает, по мнению современных отечественных психологов, полноценное осуществление разных видов деятельности, в которой формируется личность дошкольника. "Чувства - ядро личности, орган индивидуальности", - утверждал крупный специалист в области детской психологии, академик А.В.Запорожец. Уже в дошкольном возрасте развиваются такие моральные чувства, как гордость, стыд, чувство собственного достоинства. Все эти чувства тесно связаны с самооценкой. Как отмечает Р.Х.Шакуров, они являются "переживанием своего "Я" и тесно связаны с удовлетворением потребности личности видеть себя на определенной высоте во мнении окружающих людей и себя самого.
Характер развития чувств стыда, гордости и других, степень удовлетворенности собой отражаются на эмоциональном состоянии ребенка, на формировании его как личности.
Многое в жизни, целостном портрете дошкольника зависит от того, нормально ли протекает развитие его эмоциональной сферы, имеются ли нарушения в ней. Обращение к научной литературе дает основание присоединиться к пока еще неутешительному выводу тех, кто считает, что вопрос о границах нормального развития привязанностей и чувств в раннем и дошкольном детстве является очень сложным и неоднозначным, поскольку "требует раскрытия всех сторон социальной ситуации развития, включая и условия микросреды" (18, 80). Однако шаги к установлению границ нормального развития привязанностей и негативных чувств делаются. Так известный российский психолог Г.М.Бреслав считает, что важным показателем отклонения у старшего дошкольника может служить отсутствие у него эмоциональной децентрации, приводящей к неспособности сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при восприятии художественных произведений.
Сказывается на развитие дошкольника и нарушение в эмоциональной сфере иного типа, на которых в своем исследовании мы и сосредоточили основное внимание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.