Изучение самооценки дошкольников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, страница 3

Дошкольники же с выраженными негативными функциональными состояниями имеют тенденцию давать себе среднюю оценку. В динамической самооценке данной подгруппы испытуемых имеются свои особенности. Шестилетние дети в большинстве случаев высоко оценивают свое ретроспективное "Я" и низко - прогностическое "Я", что связано с наличием у них фрустраций, негативных установок по отношению к будущему.

Что касается агрессивных детей, то в нашей работе они проявили склонность завышать самооценку, в чем также проявляется действие её компенсаторного механизма, а также выражаются высокие притязания. В то же время агрессивные дети в большинстве случаев дают себе более адекватную частную оценку (особенно в области физкультурной деятельности), чем высокотревожные дошкольники. Самооценка детей с повышенной агрессивностью более устойчива и менее зависима от ситуаций, нежели самооценка тревожных дошкольников.

В ходе исследования была выявлена основная причина возникновения нарушений в эмоциональной сфере здоровых детей - депривация потребности в эмоционально-личностном общении с родителями, педагогами и сверстниками. Основным источником возникновения отклонений в эмоциональной сфере является неблагоприятный психологический климат в семье.

Рекомендации.

На основании результатов нашего исследования был разработан ряд рекомендаций для педагогов детского сада и родителей для работы по оптимизации эмоционального состояния детей и формированию у них положительной "Я-концепции".

Воспитательно-образовательный процесс, построенный на принципах гуманизации, имеет целью воспитание всесторонне гармонически развитой личности, развитие чувства самооценности, творческой активности у детей дошкольного возраста. Внедрение гуманистических идей в педагогическую практику предполагает прежде всего психологизацию деятельности воспитателя, изменение ценностных ориентации в ней.

Педагогам детского сада и родителям необходимо помнить о том, что самооценка и тесно связанная с ней эмоциональная сфера являются, как отметил А.В.Запорожец, "ядром личности". Работа по оптимизации эмоционального состояния дошкольников, формированию у них положительной "Я-концепции", повышению у детей уверенности в себе является необходимой в деятельности каждого педагога.

Педагогам детского сада необходимо обращать гораздо больше внимания на индивидуальную работу с детьми, изучить интересы, позитивные и негативные качества дошкольников, особенности их микросреды; использовать эти знания в работе, направленной на коррекцию личности, формирование положительной "Я-концепции". Педагогу следует изучить причины возникшей у ребенка неуверенности в себе. Формированию низкой самооценки, неуверенности в своих силах нередко предшествует неудача в деятельности, в том числе в совместной. Возникающее на основе негативного опыта "эмоциональное предвосхищение", забегая вперед, как бы "предупреждает" о вероятном неблагополучном результате предстоящей деятельности, мешает установлению контактов со сверстниками.

Важнейшим средством повышения самооценки и притязаний неуверенного в себе ребенка является его успех в совместной со сверстниками деятельности. Путем создания "ситуаций успеха" в различных видах деятельности воспитатель поможет ребенку добиться этого успеха. Целесообразно широко использовать в работе данного направления специфические для дошкольного возраста виды деятельности: игровую, художественную и др.