Выявлено, что тревожность (эмоционально окрашенное ожидание неблагополучного исхода в разнообразных ситуациях), выраженная в незначительной степени и, что особенно важно, не являющаяся постоянной, может проявляться у каждого человека с различными интенсивностью, частотой. Однако высокая тревожность как черта характера нередко накладывает негативный отпечаток на развитие личности.
В числе причин возникновения агрессивности (и высокой тревожности) указывают и на наследственность, темперамент; однако в качестве основного источника данных отклонений чаще указывается на окружение ребенка и неправильное воспитание.
Изучая возрастные и индивидуальные проявления агрессивности Фесбах, Хэртап, Маккоди и Жаклин (США) выявили, что: инструментальная агрессивность наиболее распространена среди детей дошкольного возраста, а проявление враждебной агрессивности увеличиваются с возрастом; мальчики в большей степени агрессивны, чем девочки (по причине употребления по отношению к мальчикам и девочкам разных методик воспитания (физическое наказание больше применяется в воспитании мальчиков; мальчики чаще играют с ружьями и др.).
Депрессивные расстройства у детей менее исследованы, нежели агрессия. Как отмечает М.Раттер, до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько они распространены и в чем они проявляются, если не принимают характерной для депрессии взрослых формы. Исследователи отмечают, что депрессия у детей более привязана к специфическим ситуациям, легче проходят и менее часть (нежели у взрослых) сопровождается потерей веса и общим замедлением физиологических процессов в организме. Вместе с тем обнаружено, что симптомы переживания страданий и чувства собственной "несчастности" очень часто наблюдаются у детей как составная часть иного типа, как эмоциональной, так и поведенческой природы. В качестве причины, наиболее часто способствующей возникновению депрессии, называют прекращение близких связей, отношений.
Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, можно отметить следующие наиболее значительные условия, влияющие на возникновение и развитие нарушений в эмоциональной сфере: неправильный тип воспитания, нарушения во внутрисемейных отношениях, отрицательные формы воздействия педагога и трудности общения со сверстниками.
Итак, в области эмоционально-личностной сферы ребенка открыто уже немало тайн, но не все. В числе таковых еще малоизведанных, и проблема самооценки дошкольников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере. Свою экспериментальную работу мы и посвятили ей.
Выводы
В результате изучения самооценки дошкольников с различными эмоциональными нарушениями гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.
Самооценка старших дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере различается по уровню, степени адекватности, устойчивости. Дошкольники обнаружили как высокую, так среднюю и низкую частную и общую самооценку (при этом чаще - высокую). Степень адекватности самооценки в трудовой, физкультурной и музыкально-ритмической деятельности предопределялась спецификой деятельности, наглядностью её результатов, наличием опыта оценивания у детей, владением критериями оценивания.
Дошкольники с повышенным уровнем тревожности, невротическими тенденциями поведения склонны завышать самооценку, в чем проявляется действие защитной функции, компенсаторного механизма самооценки. Самооценка высокотревожных детей отличается неустойчивостью, зависимостью от ситуаций оценивания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.