Организация ЭВМ и систем: Курс лекций (Позиционные системы счисления. Процессоры семейства IA-32. Лазерные принтеры), страница 13

+|-

а суффикс определяется по таблице 5.1.

Таблица 5.1. Суффиксы числовых констант

Суффикс

Тип числа и система счисления

B или Y

целое двоичное

O или Q

целое восьмеричное

D или T

целое десятичное

H

целое шестнадцатеричное

R

кодированное вещественное

Если основание в целочисленной константе не указано, число считается десятичным. Если шестнадцатеричная константа начинается с буквы, необходимо добавить впереди незначащий ноль, иначе ассемблер воспримет слово как идентификатор.

5.1.2. Вещественные константы

Существует два типа вещественных констант: десятичные и кодированные шестнадцатеричные.

Синтаксис десятичной вещественной константы:

[знак]цифры.[цифры][показатель]

показатель:

E[знак]цифры

В простейшем случае для определения десятичной вещественной константы достаточно указать цифру и десятичную точку. Без точки ассемблер будет считать эту константу целой.

Кодированная шестнадцатеричная вещественная константа представляет собой шестнадцатеричную запись представления вещественного числа по стандарту IEEE 754. Например, вещественное число 1,5 представляется кодированной шестнадцатеричной константой 3FC00000R для формата с одинарной точностью.

5.1.3. Символьные константы

Символьная константа представляет собой один символ, заключённый в одинарные или двойные кавычки. Ассемблер заменяет символьную константу на соответствующий ей код.

5.1.4. Строковые константы

Строковая константа представляет собой последовательность символов, заключённых в одинарные или двойные кавычки. Ассемблер заменяет строковую константу последовательностью кодов, соответствующих каждому символу строковой константы.

Кавычки одного типа могут заключаться внутри строковой константы, заключённой в кавычки другого типа, но не того же самого.

Пример строковой константы:

′Кто сказал ″мяу″?′

5.2.  Выражения

Целочисленное выражение (integer expression) — это математическое выражение, составленное из целочисленных констант и арифметических операторов. Ассемблер заменяет целочисленное выражение на его значение, которое всегда считается 32-разрядным целым числом.

Перечень допустимых операторов в порядке убывания приоритета:

()

+, -

унарные плюс и минус

*, /, MOD

умножение, деление и остаток от деления

+, -

сложение и вычитание

Унарный плюс игнорируется, а унарный минус изменяет знак числа.

5.3.  Идентификаторы

Идентификатором называется имя, назначенное программистом какому-либо объекту программы: константе или метке.

Правила выбора имён идентификаторов:

1.  Длина идентификатора не должна превышать величины, определяемой конкретным ассемблером (для MASM — 247 символов).

2.  Идентификаторы должны быть уникальны. Регистр букв идентификатора, по умолчанию, не учитывается.

3.  Первым символом идентификатора может быть буква латинского алфавита, символ подчёркивания, коммерческое «эт» или знак доллара. Последующие символы могут быть также цифрами.

4.  Идентификатор не должен совпадать с зарезервированными словами языка ассемблера.

Зарезервированными словами являются следующие:

1)  мнемоники команд;

2)  директивы ассемблера;

3)  атрибуты;

4)  операторы, используемые в выражениях;

5)  встроенные идентификаторы ассемблера.

Мнемоники команд соответствуют машинным командам, например, MOV, MUL.

Директивы ассемблера определяют порядок ассемблирования программ.

Атрибуты определяют характеристики используемых переменных и операндов. Например, атрибуты BYTE, WORD определяют размер операндов.

Встроенные идентификаторы заменяются на соответствующие им константы в процессе ассемблирования.

5.4.  Операторы

5.4.1. Команды

Командой языка ассемблера называется оператор программы, который транслируется в машинную команду.

Синтаксис команды:

[метка:] мнемоника операнд(ы) [;комментарий]