реальной политической конкуренции, означающее возможность создания политической партии без использования административного ресурса (что в наших условиях не реально при столь завышенных требованиях к численности партии).
Рассмотрим эту ситуацию с позиций либертарной концепции, согласно которой право человека может быть ограничено законом только с целью защиты других прав и только в той мере, в какой это не нарушает принцип равенства при осуществлении данного права. Применительно к нашему случаю это означает следующее. Если законодатель считает, что без указания в законе требований к численности партии осуществление данного права может быть связано с нарушением других прав человека (например, права участвовать в управлении делами государства), то он может ввести соответствующее ограничение права на объединение. Такое ограничение будет правомерным, поскольку участие в выборах под видом политических партий различного рода клановых организаций, обслуживающих частные интересы, может дезориентировать избирателей и привести к искажению их воли. Но при этом, законодатель не должен вторгаться в существо права на объединение, т.е. не должен нарушать принцип равенства в сфере его реализации. Численность общероссийской политической партии должна быть такова, чтобы гарантировать отсутствие привилегий и дискриминации при реализации конституционного права на политическое объединение. Это означает, что закон о партиях должен предоставить политически активным гражданам реальную возможность создать общенациональную партию, опираясь лишь на свой энтузиазм, свои организационные ресурсы и политический потенциал своей идеологии. При решении этого вопроса Суд должен был бы путем юридико-политологической экспертизы (т.е. с учетом всего законодательного и социально-политического контекста) выяснить, с какого порога законодательные требования к минимальной численности партии становятся препятствием для создания партии «снизу» путем политической самоорганизации рядовых граждан. Думаю, что в этом случае Конституционный Суд РФ вряд ли признал бы правомерными рассмотренные им требования к численности политической партии.
Таким образом, мы видим, что научно-практический потенциал либертарной концепции права позволяет ей служить более эффективным, чем естественно-правовая доктрина, теоретическим инструментом решения актуальных задач отечественной правовой практики. При этом для практического применения этого подхода вовсе не надо быть философом права - каждый человек (законодатель, правоприменитель или рядовой гражданин), зная социально-правовой контекст действия нормы, может
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.