Именно такие действия происходили в Чеченской Республике, что привело к кризису в данном субъекте.
В свою очередь, Президент РФ, являясь в соответствии со ст. 87 КРФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, осуществляет общее руководство по их использованию в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Кроме того, ПрезидентРФ обязан принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, безопасности и целостности государства. Согласно этим положениям, можно утверждать, что Президент был вправе отдать приказ об использовании Вооруженных Сил РФ в связи с проведением контртеррористической операции в Чеченской Республике.
По мнению же заявителя, издание подобного Указа Президентом является неправомерным, поскольку оно возможно лишь в условиях объявления военного положения. Однако, как указывает в выше упомянутом постановлении КС РФ, из КРФ не следует, что обеспечение государственной целостности и конституционного порядка в экстраординарных ситуациях может быть осуществлено исключительно путем введения чрезвычайного или военного положения. Помимо этого КРФ, Законы "Об обороне" и "О безопасности" не связывают использование Вооруженных Сил только с введением чрезвычайного или военного положения. А потому, в целях сохранения единства и территориальной целостности Президент РФ вправе издать Указ об использовании Вооруженных Сил РФ.
Однако с мнением КС РФ по данной проблеме использования Вооруженных Сил РФ внутри страны против населения РФ не согласились многие судьи КС РФ, в том числе и судья КС РФ В.О. Лучин. В особом мнении по данному делу он выражает следующие правовые позиции: «Суверенитет РФ, ее независимость и государственная целостность - ценности очень высокого порядка, но они инструментальны по отношению к другой - высшей конституционной ценности - правам и свободам человека. В иерархии ценностей, которые Президент поклялся уважать и охранять, права и свободы человека и гражданина также стоят на первом месте. Он является их конституционным гарантом. На территории Чеченской Республики сложилась "экстраординарная" ситуация, когда отрицалось действие КРФ и ФЗ, была разрушена система конституционных органов власти, созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, имели место массовые нарушения прав и свобод граждан, возникла угроза целостности Российского государства. Все это диктовало необходимость восстановления конституционного строя в республике. Однако какой бы ни была эта ситуация, она не может служить доказательством конституционности принятых мер. И никакие ссылки на "целесообразность", "обстоятельства" не в состоянии оправдать неконституционность рассмотренных актов. Использованию Вооруженных Сил при разрешении внутренних конфликтов всегда существует альтернатива, сохраняется возможность мирных переговоров, компромиссов, политических решений».
Тема 10 Задача 4
Правительство в отношении органов, подчиненных Президенту, осуществляет координацию их деятельности. Что именно представляет собой возложение на МВД функции по контролю
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.