Правовая демократия как цивилизационный выбор России (с позиций либертарного правопонимания)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

имеют субъектности – встречаются и взаимодействуют люди как носители культуры и представители той или иной цивилизации. А люди при всем их бесконечно многообразном различии выработали такие механизмы взаимодействия, которые позволяют им выступать во взаимном общении как равноправные партнеры.

Суть развернувшейся дискуссии высветило выступление индийского профессора Д.Ч.Капура, который  в довольно резкой форе выразил озабоченность тем, что западные демократии навязывает остальному миру   свои культурные ценности, подрывая вековые культуры иных цивилизаций. Однако внутренняя противоречивость его позиции состояла в том, что отрицаемые им западные культурные ценности – это как раз те ценности демократии и права,   которые только и могут быть формой обеспечения равного диалога на межличностном, межгосударственном и межцивилизационном уровнях общения.

Дело в том, что право как система  норм, основанных на принципе формального равенства[21],  является единственно возможной формой такого опосредования отношений взаимодействующих субъектов, которое позволяет им (при всех их отличиях) общаться на равных основаниях,  реализуя свою свободу и самобытность до тех пор, пока это не мешает свободе и самобытности партнеров по взаимодействию. А все, что не подчиняется принципу формального равенства, - это произвол, у которого нет своего принципа, «его принципом, если можно так выразиться, является как раз отсутствие правового принципа … Бесправная свобода – это произвол, тирания, насилие…»[22]. Поэтому нельзя говорить о необходимости свободного, ненасильственного взаимодействия в форме диалога и партнерства и в то же время отрицать ценности права и правовой демократии.  Если тот или иной субъект взаимодействия (индивид, государство или цивилизационное сообщество) претендует на свободное партнерство и равноуважительное отношение со стороны других, то предполагается, что он признает ценность права как инструмента такого взаимодействия.

Применительно к России это означает, что наши претензии на равноправный диалог с Западом должны быть подкреплены  реальными шагами в сторону права и правовой демократии внутри страны. И  здесь нельзя ограничиться разговорами о том, что   «развивая демократию в нашей стране, мы заинтересованы в демократизации и международных отношений»[23]. На самом деле честная позиция в данном вопросе требует сказать  так: будучи заинтересованными в демократическом (то есть в правовом) характере международных отношений, мы должны развивать демократию в своей стране. И надо не только сказать, но продемонстрировать на практике следование такому подходу

Похожие материалы

Информация о работе