Поверхностная пальпация живота. Глубокая пальпация кишечника и желудка

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

 «02»  февраля  2010

 Протокол № 7

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

Тема: Поверхностная пальпация живота.

Глубокая пальпация кишечника и желудка.

Время:  3 часа

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

1.1. Цель занятия.

Освоить методы поверхностной пальпации живота и глубокой методической скользящей пальпации органов брюшной полости по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско; оценить полученные при пальпации данные.

1.2. Мотивация для усвоения темы.

Физическое исследование органов брюшной полости включает в себя осмотр, перкуссию, пальпацию и аускультацию. Диагностическая ценность перечисленных методов исследования ЖКТ неодинакова. Ведущим методом, позволяющим получить наибольшую информацию о состоянии органов брюшной полости, является пальпация живота. Пальпация живота получила признание относительно недавно – в конце XIX  и в начале XX столетия.

Большую роль в разработке этого метода сыграли работы Гленара, В.П. Образцова, О.О. Гаусмана, Н.Д. Стражеско и др..

1.3. Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать.

1. Анатомию органов брюшной полости.

2. Схему условного деления живота на области.

3. Цели и диагностическое значение поверхностной ориентировочной пальпации живота.

4. Основные правила и технику проведения поверхностной ориентировочной пальпации живота.

5. Правила методической глубокой скользящей пальпации по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско.

6. Методику проведения глубокой пальпации, перкуторной пальпации, аускультаторной перкуссии (африкции) желудка и их диагностическое значение.

7. Методику проведения глубокой пальпации кишечника (сигмовидная кишка, слепая кишка с отростком, конечная часть подвздошной кишки, восходящая и нисходящая части ободочной кишки, поперечно-ободочная кишка, селезеночная и печеночная кривизна толстой кишки) и ее диагностическое значение.

Студент должен уметь.

1. Проводить ориентировочную поверхностную пальпацию живота и оценивать полученные данные.

2. Проводить глубокую методическую скользящую пальпацию кишечника по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско и оценивать полученные данные.

3. Проводить глубокую пальпацию, перкуторную пальпацию, аускультаторную перкуссию (аффрикцию) желудка и оценивать полученные данные.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Анатомия органов брюшной полости.

2. Топографические области брюшной полости.

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Общие правила пальпации живота.                                

2. Техника поверхностной ориентировочной пальпации живота.

3. Цели и диагностическое значение поверхностной пальпации  живота.

4. Почему пальпация называется глубокой скользящей методической  и с какой целью она проводится?

5. Где находится область проекции сигмовидной кишки? Каковы техника пальпации  и характеристики?

6. Где находится область проекции слепой кишки? Каковы техника ее пальпации и характеристики?

7. Где находится область проекции терминального отдела подвздошной               кишки? Каковы техника его пальпации и  характеристики?

8. Где располагаются области проекции восходящего и нисходящего отделов ободочной кишки?  Каковы техника их пальпации и характеристики?

9. Где находится область проекции поперечно-ободочной кишки, каковы техника ее пальпации и характеристики?

10. Техника пальпации печеночной и селезеночной кривизны толстой кишки.

11. Техника пальпации большой кривизны желудка, характеристика последней.

12. Где находится область проекции пилорического отдела желудка? Каковы техника его пальпации и характеристики?     

13.  Техника пальпации поджелудочной железы, характеристика последней.

4. Практическая часть занятия.

1.  Проведение ориентировочной поверхностной пальпации живота и оценка полученных данных.

2.  Проведение глубокой методической скользящей пальпации кишечника по методу Образцова-Стражеско-Василенко и оценка полученных данных.

3.  Проведение глубокой пальпации, перкуторной пальпации, аускультаторной перкуссии (африкции) желудка и оценка полученных данных.

4.  Проведение пальпации поджелудочной железы и оценка полученных  данных.

5. Ход занятия.

В ходе занятия отрабатываются практически навыки (см. п. 4) и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.

1. Общие  правила пальпации живота.

        При пальпации живота следует соблюдать определенные правила, повышающие эффективность метода. 

1.  Исследующий должен сидеть справа от больного, лицом к нему.

2.  Сиденье стула, на котором сидит исследующий, должно располагаться на уровне кровати больного.

3.  Исследующий должен занимать максимально удобное для проведения исследования положение, позволяющее обеспечить наименьшее напряжение мышц, максимальный объем движений рук.

4. Руки исследующего должны быть обязательно теплыми, ногти – коротко остриженными. Прикосновение холодной руки к коже живота неприятно для больного и может вызвать рефлекторное сокращение мышц брюшного пресса. К тому же холодные руки менее чувствительны. Длинные ногти причиняют больному боль.

1. Больной должен лежать горизонтально на спине на жесткой кровати с максимально расслабленной мускулатурой.

2. Голова исследуемого должна располагаться на невысокой подушке, а лучше, если это возможно, без нее. При этом достигается максимальное расслабление мышц брюшного пресса.

3. Ноги и голова исследуемого не должны упираться в спинку кровати, свешиваться с кровати. Ноги – прямые или слегка согнутые в коленных суставах (иногда увеличивается расслабление мышц живота).

4. Исследуемый должен дышать ровно и спокойно, лучше через рот, животом, что уменьшает напряжение брюшной стенки. Если больной не умеет дышать животом, его надо этому научить.

5. Живот исследуемого должен быть обнажен от мечевидного отростка до лобка.

6. Пальпацию следует начинать с безболезненной, не пораженной патологическим процессом зоны, если заведомо известна локализация патологии.

7. В случае повышенной чувствительности исследуемого к пальпации, его внимание следует отвлечь разговором. Если этого оказывается недостаточно, то можно воспользоваться предложенным В.П. Образцовым дополнительным приемом, который он назвал «демпфом». Это прием сводится к тому, что большим пальцем и тенаром левой руки сантиметров на 5-6 выше места пальпации надавливают на брюшную стенку. Это в ряде случаев вызывает расслабление брюшного пресса.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
103 Kb
Скачали:
0