МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Психолого-педагогическаяхарактеристика
коллектива 9-Аклассасреднейшколы№5 г. Гомеля,
составленнаястуденткой- практиканткой 5 курсагруппыМ-51
математическогофакультета
ГГУим. Ф. Скорины
БалябкинойОксанойМихайловной
Место практики __________________________СШ №5 г. Гомеля
Сроки практики____________________12.01.2004 г. – 06.03.2004 г.
В ходе педагогической практики основными вопросами изучения учащихся были следующие: изучение домашних условий жизни учащихся и характера семейного воспитания; изучение вопросов, связанных с физическим развитием учащихся, состоянием их здоровья и работоспособности; выявление характера межличностного общения учащихся; изучение характера разнообразной деятельности учащихся и её влияния на их личностное развитие и формирование; изучение состояния и динамики нравственного развития школьников.
Для решения перечисленных вопросов использовались педагогическое наблюдение (информационно-констатирующее, включенное, ситуативное), диагностические беседы, анализ результатов и продуктов деятельности учащихся, рейтинг, анкетирование, метод компетентных оценок и независимых характеристик, педагогический эксперимент.
А именно, при написании психолого-педагогической характеристики ученического коллектива 9-А класса использовались результаты следующих методик:
1) наблюдения за учащимися на посещаемых мною уроках различных учителей предметников, во время общения друг с другом, учителями, во время проведения внеклассной работы.
Цель: сбор фактического материала об успеваемости, дисциплине учащихся, их отношении к изучаемым предметам, особенностях их развития и межличностных отношений.
2) беседы с классным руководителем Н.А.Громыко, учителями, учащимися, активом класса;
3) метод социометрии;
4) изучение мыслительных операций, выявление способностей к обобщению;
5) оценка собственного поведения в конфликтной ситуации;
6) методика определения уровня тревожности;
7) методика А.В.Петровского (уровень самооценки);
8) методика определения типа памяти;
9) выявление профессиональной направленности.
Я хотела бы выразить огромную благодарность за помощь при изучении ученического коллектива учителям Н.А. Громыко, Е.В. Воробьевой.
1. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива.
Во время прохождения практики наблюдение за коллективом 9-А класса проводилось с первых дней.
Данный класс был сформирован два года назад, в связи с тем, что в СШ №5 седьмые классы формируют согласно профилю. Изучаемый мною класс является математическим.
В течение этих лет произошли следующие изменения в количестве учащихся: выбыл Сухотский Максим, но в то же время в класс прибыл Карацюба Алексей.
Всего количество учащихся 9-А класса- 25 человек. Из них 14 юношей и 11 девушек. Основную часть класса составляют ребята, которым исполнилось 15 лет.
В результате изучения медицинских карт учащихся выяснилось, что у некоторых ребят проблемы со зрением (Жгун Сергей, Зейналов Руслан, Крылов Иван, Сидоренко Екатерина, Шкурин Кирилл, Яковцова Наталья), имеются хронические заболевания (Климович Марина, Резаева Ирина, Романенко Роман, Сенцова Юлия, Карацюба Алексей). Состояние здоровья остальных учеников удовлетворительное.
Уровень физического развития учеников достаточно хороший, многие ученики занимаются различными видами спорта (баскетбол, плавание, вольная борьба, дзюдо, тяжелая атлетика, большой теннис, аэробика и бокс). Бобров Антон и Климович Марина занимаются танцами. Ученики класса принимают активное участие в олимпиадах по физической культуре, спартакиадах, городских и школьных соревнованиях.
С момента формирования данного класса наиболее авторитетными и влиятельными учителями являются учительница математики Е.В.Воробьева и классный руководитель Н.А.Громыко, так как играют большую роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования коллектива.
Анализируя социальный состав класса, можно сказать, что практически все ученики из полных семей. Почти у всех учеников родители работают на разных предприятиях, есть родители-педагоги различных учебных заведений и детских дошкольных учреждений.
К моменту написания психолого-педагогической характеристики общий уровень развития коллектива - высокий.
2. Структура класса.
В структуре класса выделяется актив класса во главе с Селедцовой Ольгой (староста) и Сенцовой Юлией (заместитель старосты). Они занимаются различными организационными вопросами, касающимися как всех учащихся в целом, так и отдельных учеников. Девочки обладают всеми необходимыми для этого качествами: аккуратны (в поведении, в одежде и т.д.); вежливы в общении со своими сверстниками, с учителями, исполнительны, дисциплинированны, отличаются честностью, искренностью, трудолюбивы. Они пользуются доверием и уважением у одноклассников. Также к числу активистов разного рода деятельности относятся Малашенко Дарья, Сыс Елена, Сидоренко Екатерина и Бобров Антон. Все эти ученики имеют хорошую успеваемость. По результатам тестирования они обладают высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей. Эти учащиеся инициативны, пользуются большим уважение у класса, требовательны к себе и к другим. При этом нет замкнутости данной группы учеников от остальных учащихся.
Что касается неофициальных структур в классе, то их как таковых нет. Существуют небольшие группы ребят, имеющие различные интересы. Данные группы возникли в результате того, что одни из учеников живут в одном доме, дворе, на одной улице, или же имеют сходные увлечения, собираются вместе для посещения факультативов, курсов, кружков, спортивных секций. Так, например, Бобров Антон и Шкурин Кирилл занимаются плаванием, а также имеют общие учебные интересы. Некоторые девочки занимаются вместе английским языком, и т.д. Данные «малые группы» имеют положительную направленность, поэтому их существование способствует формированию межличностных отношений учащихся в развитии коллектива класса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.