План – конспект
урока по информатике,
проводимого студенткой-практиканткой
4-го курса математического факультета
ГГУ имени Ф. Скорины
Пильченко Светланой Викторовной
в 9 “М” классе СШ №29 г. Гомеля
на тему: “ Вычисление площади фигуры, границы которой заданы графиками функции”.
План-конспект урока информатики, проводимого в 9 ”М” классе.
Тема урока: “Вычисление площади фигуры, границы которой заданы графиками функции”.
Дата: 26.04.2005 г.
Цели урока:
Образовательные: закрепить с учащимися метод Монте-Карло на примере задачи вычисления площади фигуры, границы которой заданы графиками функции.
Развивающие: формирование логического и аналитического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность.
Воспитательные: обеспечить интерес учащихся путем акцентирования практической значимости использования данной темы. Стимулировать ответственное отношение учащихся к учебной работе путем поощрения их участия в работе на уроке.
План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Проверка домашнего задания (8-10 мин).
3. Изложение нового материала (10-15 мин.)
4. Закрепление нового материала (10-13 мин).
5. Подведение итогов урока (2-3 мин.)
6. Домашнее задание (1-2 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- проверка отсутствующих;
- объявление темы и целей урока;
2. Проверка домашнего задания:
1) С каким методом вы познакомились на прошлом уроке? (С методом Монте-Карло)
2) Почему этот метод получил такое название? (По названию секретного проекта, который проводился перед Второй мировой войной в интересах армии США и в котором он впервые использовался. Название метода связано со случайностями игрового бизнеса, одним из центров которого является курорт Моте-Карло)
3) Какое другое название имеет метод Монте-Карло? (Метод статистических испытаний)
4) На каком примере вы рассматривали суть метода Монте-Карло? (На примере задачи определения площади плоской фигуры)
5) Что такое датчик случайных чисел? (При обращении в алгоритме к датчику компьютер выдает одно случайное число, при новом обращении – новое случайное число)
3. Изложение нового материала:
Итак, на дом вам надо было самостоятельно разобрать §97, т.е. ознакомиться с материалом сегодняшнего урока. Поэтому изложение нового материала я буду с вашей помощью и в то же время проверю то, как вы подготовились к сегодняшнему уроку.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ:
Методом Монте-Карло найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
и .
ОЦЕНКА ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ И ВЫБОР ПЛАНА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ:
Все конкретные ограничения и условия в задаче известны. Задан также и метод решения задачи.
Сначала нужно построить графики функций и определиться с фигурой известной площади, а затем, используя алгоритм МонтеКарло1, построить компьютерную реализацию модели.
Таким образом, имеем план:
За — создание документальной математической реализации модели;
3б—создание компьютерной реализации модели.
СОЗДАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ:
Строим графики функций и определяем фигуру 1, площадь которой нужно вычислить. Затем строим прямоугольник (фигура 2), который содержит в себе фигуру 1 и площадь которого S0 вычислить легко (рис. 1).
Вычислять точки пересечения линий фигуры 1 (параболы и прямой) не обязательно. Главное, чтобы эти точки оказались внутри фигуры 2. В частности, для задачи в качестве фигуры 2 можно брать прямоугольник 10*5.
Отсюда следует, что координата xслучайной точки принадлежит отрезку , а координата y – отрезку .
Формула для вычислений искомой площади S будет иметь вид:
, где n– общее число случайных точек, попавших на фигуру 2,
k – число случайных точек, попавших на фигуру 1.
Так как площадь S0 фигуры 2 (прямоугольника) равна 50, то формула для вычисления площади фигуры 1 примет вид:
.
4. Закрепление нового материала
Итак, если вы поняли данную задачу, то самостоятельно по вариантам делаем следующие задачи:
1 вариант: методом Монте-Карло найдите площади фигур, ограниченных линиями и (стр. 519 б).
2 вариант: методом Монте-Карло найдите площади фигур, ограниченных линиями и (стр. 519 д).
5. Подведение итогов урока
Итак, сегодня мы с вами разобрали, как методом Монте-Карло вычислять площадь фигуры, границы которой заданы графиками функции.
Выставляю оценки за работу на уроке.
6. Задание домашнего задания
Для тех, кто не справился с заданием на уроке, задача остается на дом.
§96-97.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.