Основы цитогенетики. Организация молекулярно-генетического и онтогенетического уровней живого, размножение организмов, особенности репродукции человека

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОГЕНЕТИКИ

(ИТОГОВОЕ)

I. Научно-методическое обоснование

            Знания по цитогенетике и размножению организмов необходимы студентам при изучении гистологии, патологической анатомии, биоорганической и органической химии, нормальной и патологической физиологии, судебной медицины, курсов акушерства и гинекологии, терапии, хирургии, при работе врачом общей практики.

II. Цель 

           1. Научить студентов применять знания по цитологии в разделе "Размножение организмов и его цитологические основы".

            2. Проверить степень усвоения студентами знаний по цитологии и размножению, умение решать ситуационные задачи на кодирование и декодирование генетической информации.

III. Задачи 

           1. Выяснить степень усвоения программного материала по организации молекулярно-генетического и онтогенетического уровней живого, размножению организмов, особенностям репродукции человека.

            2. Уметь решать ситуационные задачи на кодирование и декодирование генетической информации.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

  N │                                                         │Время

 п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

  1 │                            2                            │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

 1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

 2.   Тестовый контроль.                                         10

 3.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы

      методом индивидуального опроса.                            80

 3.1  Сущность жизни. Фундаментальные свойства живого. Эволюционно-обусловленные уровни организации живого.

 3.2  Организация генетического материала у неклеточных форм

      жизни, про- и эукариот.

 3.3  Нуклеиновые кислоты, их виды:

     - строение ДНК. Правила Чаргаффа. Постулаты Уотсона и

       Крика. Видовая специфичность ДНК. Авторепродукция ДНК,

       ее виды;

     - РНК, ее типы и строение. Синтез РНК, его этапы (первичный транскрипт, процессинг, сплайсинг).

 3.4  Ген, особенности его строения у про- и эукариот. Спейсеры

      транскрибируемые и нетранскрибируемые. Повторяющиеся последовательности нуклеотидов. Избыточные гены.

 3.5  Генетический код. Его характеристика.

 3.6  Молекулярная организация хромосом эукариот. Значение гистоновых и кислых белков, ионов металлов. Строение ну      клеосомы.

 3.7  Компактность ДНК в хромосоме. Уровни упаковки ДНК: фибрилла, хромонема, хроматида. Эухроматин. Гетерохроматин (факультативный, конститутивный).

 3.8  Цитология как наука, ее роль в биологии.

 3.9  Клеточная теория, основные этапы ее развития (М.Шлейден,

      Т.Шванн, Р.Вирхов). Современное состояние клеточной теории.

 3.10 Клетка - элементарная генетическая и структурно-функ

      циональная биологическая единица организации живого.

 3.11 Особенности строения прокариотических  и эукариотических клеток.

 3.12 Методы изучения клеток: гистологический, гистохимический, микроскопический (световая, электронная, люминесцентная,  ультрафиолетовая,  фазовоконтрастная микроскопии) и др. Строение светового микроскопа.  Правила работы с микроскопом.

 3.13 Структурные компоненты клетки. Строение ядра и цитоплазмы эукариотической клетки.

 3.14 Морфо-функциональная характеристика хромосом. Типы и

      правила хромосом.

 3.15 Кариотип, идиограмма. Характеристика кариотипа человека.

      Денверская и Парижская классификации хромосом человека.

 3.16 Клетка как открытая система. Понятие о внешнем и внутреннем обмене веществ в клетке.

 3.17 Организация потока энергии в клетке в процессе фотосинтеза, брожения, дыхания. АТФ - универсальный источник

      энергии.

 3.18 Поток внешней и внутренней информации в клетке. Кодирование генетической информации в клетке.

 3.19 Поток веществ в клетке. Биосинтез белка. Фотосинтез.

      Мембранный транспорт веществ (активный и пассивный),

      пиноцитоз, фагоцитоз, его фазы.

 3.20 Жизненный цикл клетки, его периоды и характеристика.

 3.21 Деление клетки, его типы и виды:

     - митоз (собственно митоз, мейоз, их фазы, цитологическая и цитогенетическая характеристика, биологическое значение; эндомитоз, политения,  механизмы их возникновения, биологическое значение);

     - амитоз, его виды и формы, биологическое значение;

     - нейро-эндокринные механизмы регуляции деления клеток.

 3.22 Клеточная пролиферация. Проблема клеточной пролиферации в медицине.

 3.23 Размножение - универсальное свойство живого. Эволюция

      форм размножения.

 3.24 Бесполое размножение, его виды, биологическое значение.

      Полиэмбриония как вид бесполого размножения у организмов, размножающихся половым путем.

 3.25 Половое размножение,  его виды.  Преимущества полового

      размножения перед бесполым. Формы полового размножения

      у одноклеточных и многоклеточных животных.

 3.26 Особенности полового  размножения у многоклеточных животных; мейоз как специфический процесс при формировании половых клеток; закономерности ово- и сперматогенеза; особенности строения гамет; осеменение, оплодотворение у млекопитающих; моно- и полиспермия.

 3.27 Нерегулярные  типы  полового размножения:  партеногенез

      (естественный, искусственный), гиногенез, андрогенез.

 3.28 Формирование  полового  диморфизма и раздельнополости в

      процессе эволюции. Переопределение пола.

 3.29 Особенности ово- и сперматогенеза у человека, их гормональная регуляция.

 3.30 Морфологические и функциональные особенности зрелых гамет у человека.

 3.31 Особенности оплодотворения у человека, влияние на него

      сезонных ритмов, стресса, социальных факторов.

 3.32 Биологическая детерминация пола в развитии.  Половой диморфизм: генетический, гаметный, гормональный, морфологический, гражданский, поведенческий.

 3.33 Дифференцировка признаков пола в развитии. Значение генов

      Tfm и Н-У половых хромосом в формировании пола у человека.

 3.34 Гермафродитизм (истинный и ложный). Нарушение у человека

      полового самосознания. Транссексуализм. Трансвестизм.

 3.35 Современная репродуктивная стратегия  человека  (искусственное осеменение,  оплодотворение в пробирке, искусственное выращивание эмбриона и пересадка его  в  матку,суррогатная мать).

 3.36 Этические аспекты вмешательства в репродукцию человека

      (управляемая евгеника), в морфологический и гражданский


                            ───┬──────────────────────────────────────────────────────────┬─────

   │                            2                             │ 3

───┴──────────────────────────────────────────────────────────┴─────

      пол при гермафродитизме и транссексуализме.

 4.   Выполнение лабораторной работы.                            25

 5.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний

      студентов.                                                 15

────────────────────────────────────────────────────────────────────

                                                        ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

            Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.

            Провести разбор вопросов занятия методом индивидуального опроса. При разборе вопросов основное внимание обратить на уровни организации живого, положения клеточной теории, строение и молекулярную организацию хромосом, клетку как открытую систему, размножение клеток и организмов, особенности репродукции человека.

            Показать студентам принцип решения ситуационных задач (см. ситуационные задачи в методических указаниях для студентов). Рекомендовать использовать таблицу генетического кода.

            Проверить правильность решения задач. Подвести итог занятия. Дать оценку знаний каждого студента, указав, что ему необходимо доработать.

YII. Литература 

            1. Лекции.

            2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М., Медицина, 1984, с.11-33, 26-33, 35-66, 105-111, 157-166.

            3. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., Мир, 1982, с.9-13, 56-68, 76-80, 90-95, 139-140, 143-154, 161-171, 206-209, 244-251.

            4. Смирнов В. Г. Цитогенетика. М., Высшая школа, 1991, с.7-24, 30-37, 42-47, 61-67.

            5. Бердышев Г. Д., Криворучко И. Ф. Генетика человека с основами медицинской                                                                                                                                                                            генетики. Киев, Вища школа, 1979, с.18-38, 42-56, 63-64.

            6. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев, Навукова думка, 1979, с.83-97, 251-256, 274-276, 279-281.

            7. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев, Вища школа, 1987, с.8-64.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0