ТЕМА: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ"
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии.
II. Цель
1. Научить студентов определять стадии гаметогенеза и оплодотворения на микропрепаратах.
2. Проверить степень усвоения студентами знаний по размножению как универсальному свойству живого, эволюции форм размножения, особенностям бесполого и полового размножения у многоклеточных организмов.
III. Задачи
1. Знать способы размножения клеток, механизмы регуляции деления клеток, медицинские аспекты клеточной пролиферации.
2. Уметь определять стадии митоза и амитоза на микропрепаратах.
3. Ознакомиться с видами и формами митоза.
IY. Содержание, хронокарта занятия
────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время п/п│ Этапы занятия │в мин.
────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. Ответы на вопросы. 5
2. Проверка знаний студентов методом фронтального опроса. 45
2.1 Размножение - универсальное свойство живого. Эволюция форм размножения.
2.2 Бесполое размножение, его виды, биологическое значение.
Полиэмбриония как вид бесполого размножения у организмов, размножающихся половым путем.
2.3 Половое размножение, его виды. Преимущества полового размножения перед бесполым. Формы полового размножения у одноклеточных и многоклеточных животных.
2.4 Особенности полового размножения у многоклеточных животных:
- мейоз как специфический процесс при формировании половых клеток;
- закономерности ово- и сперматогенеза у млекопитающих;
- морфологические и функциональные особенности зрелых гамет у млекопитающих;
- осеменение (наружное и внутреннее), ферментативные процессы при осеменении, искусственное осеменение у млекопитающих;
- оплодотворение, его фазы, биологическая сущность;
- моно- и полиспермия.
2.5 Нерегулярные типы полового размножения: партеногенез
(естественный, искусственный), гиногенез, андрогенез.
2.6 Формирование полового диморфизма и раздельнополости в процессе эволюции. Переопределение пола.
3. Тестовый контроль. 10
4. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы. 5
5. Выполнение лабораторной работы. 55
6. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов. 10
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме. 5
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
ИТОГО: 135
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.
Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы. При разборе вопроса 2.1 указать, что размножение является одним из универсальных свойств живого, уяснить эволюцию форм размножения.
По вопросу 2.2 подчеркнуть биологическую сущность бесполого размножения. Разобрать механизм развития полиэмбрионии.
При изучении вопроса 2.3 уяснить сущность полового размножения, указать его преимущества перед бесполым. Разобрать сущность конъюгации и копуляции.
По вопросу 2.4 изучить особенности сперматогенеза у млекопитающих в период размножения, роста, созревания и формирования. Студенты должны уметь связать процесс образования половых клеток в период созревания с процессом мейоза. Разбирая вопрос, пользоваться таблицами 25-29.
При разборе морфологических и функциональных особенностей зрелых гамет использовать таблицу 30.
Уяснить сущность осеменения, его виды (наружное и внутреннее). Изучить биологическую сущность оплодотворения, его внешнюю и внутреннюю фазы, использовать таблицу 10.
По вопросу 2.5 изучить партеногенез, особенности гаплоидного и диплоидного партеногенеза, гиногенез и андрогенез как нерегулярные типы полового размножения.
По вопросу 2.6 разобрать формирование полового диморфизма и раздельнополости в процессе эволюции.
В процессе выполнения студентами лабораторной работы оказывать им индивидуальную помощь.
Препараты "Почкующаяся гидра", "Мукор", "Яйцеклетка лягушки" и "Сперматозоиды петуха" изучаются студентами без зарисовок.
Как пример изолецитальной яйцеклетки студенты зарисовывают препарат "Яйцеклетка беззубки" (280х). Студентам в рисунках следует обозначить клеточную оболочку, цитоплазму, гранулы желтка, ядро. В препарате "Сперматозоид морской свинки" (280х) следует обозначить головку, шейку, хвостик, ядро.
При изучении демонстрационного препарата "Оплодотворение у лошадиной аскариды" (280х) студент должен найти и обозначить яйцеклетку
- 4 аскариды, ее ядро, сперматозоид. При изучении препарата "Синкарион у лошадиной аскариды" (280х) следует найти и обозначить мужской и женский пронуклеусы.
Подвести итог занятия. Проверить у студентов правильность оформления протокола занятия, зарисовок с соответствующими обозначениями в препаратах. Дать ООД к очередному занятию.
YI. Методическое обеспечение занятия
Таблицы:
1. Схема процесса оогенеза у человека (25) - 2 шт.
2. Схема процесса сперматогенеза и спермиогенеза у человека (26) - 2 шт.
3. Микрофотография зрелого граафова пузырька (27) - 3 шт.
4. Срез ткани семенника человека (29) - 2 шт.
5. Половые клетки. оплодотворение (30) - 1 шт.
Микропрепараты:
1. Почкующаяся гидра - 3 шт.
2. Оплодотворение у лошадиной аскариды - 3 шт.
3. Синкарион у лошадиной аскариды - 3 шт.
4. Мукор - 3 шт.
5. Яйцеклетка лягушки - 3 шт.
6. Сперматозоиды петуха - 3 шт.
7. Яйцеклетка беззубки - 21 шт.
8. Сперматозоиды морской свинки - 21 шт.
Диапозитивы:
1. (33) Размножение гидры почкованием. Половое размножение.
2. (36) Оплодотворение яйцеклетки. Дробление яйца и развитие гидры.
3. (326) Хромосомный набор половой и соматической клетки. Развитие мужских половых клеток.
4. (337) Основные типы полового размножения. Контрольные вопросы.
5. (342) Образование половых клеток у животных. Сперматогенез в семеннике кузнечика.
6. (375) Развитие гидры из одной оплодотворенной клетки.
Оборудование:
1. Микроскопы Биолам Р-11.
2. Диапроектор Пеленг-800.
YII. Литература
1. Лекции.
2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.5166.
3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.49-53.
4. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М. Мир, 1982, стр.244-257.
5. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по медицинской биологии и общей генетике. Витебск, 1997.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.