ТЕМА: "ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА"
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии, нормальной и патологической физиологии, акушерства и гинекологии, урологии, детских болезней, судебной медицины, при работе врачом общей практики.
II. Цель
1. Научить студентов определять стадии спермато- и овогенеза на микропрепаратах.
2. Проверить степень усвоения студентами знаний по биологической детерминации пола у человека, особенностям гаметогенеза, оплодотворения, дифференцировки пола в развитии у человека.
III. Задачи
1. Знать биологические особенности репродукции человека, аспекты формирования полового диморфизма, механизмы развития гермафродитизма.
2. Уметь определять стадии спермато- и овогенеза на микропрепаратах.
3. Ознакомиться с этическими и юридическими аспектами вмешательства в репродукцию человека, в его морфологический и гражданский пол.
IY. Содержание, хронокарта занятия
────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время п/п│ Этапы занятия │в мин.
────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. Ответы на вопросы. 5
2. Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса. 50
2.1 Биологическая детерминация пола в развитии у человека.
Половой диморфизм: генетический, гонадный, гаметный, гормональный, морфологический, гражданский и поведенческий.
2.2 Дифференцировка признаков пола в развитии. Значение генов Tfm и H-Y половых хромосом в формировании пола у человека.
2.3 Особенности овогенеза у человека, его гормональная регуляция.
2.4 Сперматогенез у человека, его гормональная регуляция.
2.5 Морфологические и функциональные особенности зрелых гамет у человека.
2.6 Особенности оплодотворения у человека, влияние на него сезонных ритмов, стресса, социальных факторов.
2.7 Гермафродитизм (истинный и ложный). Нарушение у человека полового самосознания. Транссексуализм. Трансвестизм.
2.8 Современная репродуктивная стратегия человека (искусственное осеменение, оплодотворение в пробирке, искусственное выращивание эмбриона и пересадка его в матку, суррогатная мать).
2.9 Этические аспекты вмешательства в репродукцию человека
(управляемая евгеника), в морфологический и гражданский пол при гермафродитизме и транссексуализме.
3. Тестовый контроль. 10
4. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по выполнению лабораторной работы. 5
5. Выполнение лабораторной работы. 50
6. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов. 10
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме. 5
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
ИТОГО: 135
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.
В вопросе 2.1 разобрать биологическую детерминацию пола у человека, указать генный, гонадный, гаметный, гормональный, морфологический аспекты формирования пола у человека.
По вопросу 2.2 разобрать дифференцировку признаков пола в развитии. Особое внимание уделить значению генов Tfm и Н-А половых хромосом в формировании пола у человека.
Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы. При разборе вопроса 2.3 указать особенности овогенеза у человека, его гормональную регуляцию, связать овогенез с мейозом, назвать цитогенетические характеристики клеток всех стадий овогенеза. Использовать таблицы 25, 27.
По вопросу 2.4 разобрать особенности сперматогенеза у человека и его гормональной регуляции, связать стадию созревания с мейозом, дать цитогенетическую характеристику сперматогоний, сперматоцитов I и II порядка, сперматид, сперматозоидов. Для иллюстрации воспользоваться таблицей 26.
При изучении вопроса 2.5 морфологические и функциональные особенности яйцеклеток и сперматозоидов разобрать по таблицам 29, 30.
При рассмотрении вопроса 2.6 указать особенности оплодотворения у человека, используя таблицу 30. Подчеркнуть, что сперматозоид проникает в овоцит I порядка. Разобрать влияние на оплодотворение гормональных и социальных факторов, сезонных ритмов.
При разборе вопроса 2.7 дать понятие истинного и ложного гермафродитизма, ядерного и краевого транссексуализма, назвать причины их возникновения.
По вопросу 2.8 указать, что проблема современной репродуктивной стратегии человека связана с большим количеством бесплодных браков, высокой детской смертностью, рождением неполноценных детей. Решение этой проблемы в определенной степени связано с искусственным осеменением женщины, проведением оплодотворения в пробирке, искусственным выращиванием эмбриона и последующей пересадке его в матку, использованием суррогатной матери, ранней пренатальной диагностики.
В вопросе 2.9 разобрать этические аспекты при вмешательстве в репродукцию человека, в морфологический и гражданский пол при гермафродитизме и транссексуализме.
В процессе выполнения студентами лабораторной работы оказывать им индивидуальную помощь.
В препарате "Семенник крысы" (56х) студенты должны зарисовать несколько извитых канальцев, обозначить белочную, сосудистую оболочки, семенные канальцы, клетки Лейдига, Сертолли. Следует отдельно зарисовать фрагменты семенного канальца (280х) и обозначить сперматогонии, сперматоциты I и II порядков, сперматиды, сперматозоиды. Воспользоваться таблицей 29.
При изучении препарата "Сперматозоиды человека" (630х) зарисовать его и обозначить головку, шейку и хвостик. Воспользоваться таблицами 29, 30.
В препарате "Яичник кошки" (56х) студенты зарисовывают его фрагмент, обозначают примордиальные, растущие и зрелый фолликулы, желтое тело, тека-клетки зрелого фолликула. Отдельно следует зарисовать зрелый фолликул (Граафов пузырек) (56х или 280х) и обозначить яйценосный бугорок, овоцит I порядка, блестящую зону, лучистый венец, фолликулярные клетки, тека-клетки, полость фолликула. Воспользоваться таблицей 27.
Дать ООД по выполнению лабораторной работы.
Преподаватель контролирует правильность выполнения лабораторной работы и производит коррекцию.
Подвести итог занятия. Дать оценку знаний и умений каждого студента с учетом уровня самоподготовки, правильности оформления протокола занятия, зарисовок.
Дать ООД к очередному занятию.
YI. Методическое обеспечение занятия
Таблицы:
1. Схема процесса оогенеза у человека (25) - 3 шт.
2. Схема процесса сперматогенеза и спермиогенеза у человека (26) - 3 шт.
3. Микрофотография зрелого граафова пузырька (27) - 3 шт.
4. Половые клетки человека (28) - 3 шт.
5. Срез ткани семенника человека (29) - 3 шт.
6. Половые клетки, оплодотворение (30) - 3 шт.
Микропрепараты:
1. Сперматозоиды млекопитающего - 42 шт.
2. Яйцеклетка млекопитающего - 38 шт.
3. Яичник - 20 шт.
Диапозитивы:
1. (264) Половые клетки в семенных канальцах крысы. Оплодотворение у человека.
Оборудование:
1. Микроскопы Биолам Р-11.
2. Диапроектор Пеленг-800.
YII. Литература
1. Лекции.
2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.5464, 105-111, 153-166.
3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.52-64.
4. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев, Навукова думка, 1979, стр.117-124.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.