Группы здоровья
I Здоровые, с нормальными показателями функций и редко болеющие.
II Дети с функциональными нарушениями, часто болеющие.
III Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с обострениями не чаще, чем 1-2 раза в год.
IV Хронически больные дети в стадии субкомпенсации, с обострениями 3-4 раза в год.
V Хронически больные дети в стадии декомпенсации, инвалиды, больные на постельном режиме.
Индекс здоровья-количество детей из числа детей первого года жизни, которые ни разу не болелиза первый год жизни. Индекс здоровья составляет 3-5%, максимально 10%.
Основная социально-гигиеническая цель диспансеризации больных-выявление заболеваний в ранней стадии патологического процесса, недопущение ухудшения клинического течения заболевания, сохранение трудоспособности, снижение заболеваемости и инвалидности.
В комплекс лечебных мероприятий должны входить обязательная санация очагов хронической инфекции, специфическое лечение и все способы повышения неспецифического иммунитета, включая и лечебную физкультуру. Участковый врач-педиатр осуществляет диспансеризацию следующих групп детей:
1. С острой пневмонией.
2. Часто и длительно болеющих детей.
3. С хроническими бронхолегочными заболеваниями. Педиатр ведет больных по рекомендациям пульмонолога.
4. Детей с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.
5. С заболеваниями печени и желчных путей.
6. С хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Одним из важных этапов диспансеризации является анализ показателей эффективности ее. Показатели эффективности должны включать:
- снижение числа случаев обострения патологического процесса.
- снижение заболеваемости среди диспансеризируемых детей.
- увеличение числа больных с улучшением состояния здоровья.
- увеличение числа детей, снятых с учета.
- Снижение показателей летальности среди детей диспансерных групп.
В настоящее время большую роль в организации диспансерного наблюдения за детьми играют специализированные центры:пульмонологический, нефрологический, гастроэнтерологический и др., а также сеть детских оздоровительных учреждений (спец. санатории, спец. школы-интернаты, пионерские лагеря санаторного типа). Большое значение имеет организация санаторной помощи детям в местных условиях.
Новосибирская медицинская академия
Кафедра детских болезней лечебного факультета.
Методическая разработка для студентов 5 курса стоматологического факультета по теме
«Особенности работы детских поликлиник. Прививки. Капельные инфекции (корь, дифтерия, ветряная оспа, эпидемический паротит). Принципы профилактики».
Новосибирск 1999 год.
Цель: Знакомство с детской поликлиникой, функциональными обязанностями участкового врача, с диспансеризацией здоровых и больных детей.
Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению нашей страны по своему значению занимает ведущее место в общей системе детского здравоохранения.
Детская поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением. Детская поликлиника обеспечивает медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет. Оказание лечебно-профилактической помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах.
Детская поликлиника имеет следующие помещения:
1. Фильтр с отдельным входом и боксированную приемную.
2. Кабинеты врачей.
3. Лечебно-диагностические кабинеты.
4. Регистратуру.
5. Гардероб и другие вспомогательные кабинеты.
Оказание медицинской помощи в поликлинике проводится по участковому принципу. Основной задачей врача-педиатра является проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, проживающих на территории участка, снижение заболеваемости, детской смертности. Основные разделы работы участкового врача: профилактическая, лечебная, санитарно-просветительская.
1. Охрана плода и новорожденного:
а) постоянная связь с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами.
Б) дородовый патронаж к беременным.
В) оздоровление микросреды беременной с учетом данных сестринского патронажа.
2. Активное динамическое наблюдение за ребенком с рождения, посещение новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома.
3. Профилактическое наблюдение за детьми первого года жизни не реже одного раза в месяц.
4. Борьба за естественное вскармливание.
5. Активная профилактика рахита на протяжении трех лет жизни ребенка.
6. Проведение профилактических прививок согласно плану.
7. Наблюдение за детьми из группы риска осуществляется по индивидуальному плану.
8. Диспансерное наблюдение за неорганизованными здоровыми детьми до 7 лет.
9. Ежемесячный анализ заболеваемости новорожденных и ежегодно всех детей обслуживаемого участка.
10. Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу.
11. Отбор контингента больных детей своего участка подлежащих диспансеризации.
12. Внедрение в жизнь каждого ребенка режима, закаливания, гимнастики.
Лечебная работа.
1. Оказание лечебной помощи ребенку на дому, в поликлинике до полного клинического выздоровления.
2. Принимать меры к направлению ребенка в стационар, а при показаниях к немедленной госпитализации.
3. При оставлении тяжелого ребенка на дому участковый врач ставит в известность руководство поликлиники, организует необходимое лечение и консультации.
4. При выявлении инфекционных заболеваний врач-педиатр извещает об этом СЭН (санэпиднадзор).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.