Заболевания гортани: Методические рекомендации к практическому занятию

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра ОТ и ВПХ

Курс оториноларингологии

ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОРТАНИ

Методические рекомендации

к практическому занятию № 6 по оториноларингологии

для преподавателей лечебного факультета ГГМУ

Гомель 2007

УДК 616.22

ББК 56.8

        З 12

Составители: И. Д. Шляга, В. И. Садовский, А. В. Черныш

Заболевания гортани: метод. рекомендации к практическому занятию № 6

З 12           по оториноларингологии для преподавателей лечебного факуль-

тета ГГМУ / сост.: И. Д. Шляга, В. И. Садовский, А. В. Черныш. —

Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный меди-

цинский университет», 2007. — 16 с.

ISBN 978-985-506-025-4

Представлены необходимые сведения по заболеваниям гортани и методы диагностики заболеваний гортани. Данные рекомендации включают в себя план занятий, организацию и методику проведения занятий, вопросы, ответы на них, ситуационные задачи по оториноларингологии.

Предназначены для преподавателей лечебного факультета ГГМУ.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 6 марта 2007 года, протокол № 2.

ISBN 978-985-506-025-4                                                                                 УДК 616.22

                                                                                                                               ББК 56.8

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

  медицинский университет», 2007

ТЕМА: ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОРТАНИ (5 ЧАСОВ)

Заболевания гортани встречаются как самостоятельные заболевания и как синдромы других заболеваний, проявляются чаще нарушением голосовой, защитной и дыхательной функций. Нарушение дыхания может быть любой степени — вплоть до асфиксии, что требует оказания срочной помощи. С таким больным может встретиться врач любой специальности, поэтому студенты должны знать и уметь оказать помощь больным при стенозах гортани. Не менее важным вопросом данной темы является проблема рака гортани, основной причиной которого является курение.

Цель занятия

Изучить методы диагностики, лечения и профилактики важнейших заболеваний гортани и овладеть приемами оказания экстренной помощи при стенозах гортани.

Задачи занятия

1. Изучение студентами клиники основных заболеваний гортани.

2. Освоение студентами методами диагностики заболеваний гортани.

3. Овладение методами оказания экстренной помощи при острых стенозах гортани.

4. Научить студентов выполнять операцию коникотомию или трахеотомию при асфиксии.

Учебный материал

Наглядные пособия

·  Плакаты «Классификация хронических ларингитов», «Специфические заболевания гортани», «Стенозы гортани (стадии)», «Этапы трахеотомии».

·  Слайды «Трахеотомия», «Коникотомия».

·  Наборы инструментов для коникотомии и трахеотомии.

·  Графы логических структур основных заболеваний гортани.

·  Методическое пособие.

План занятия

1. Введение: ответы на вопросы студентов, краткое изложение цели и мотивации занятия, преподаватель дает краткую характеристику стенозов гортани, необходимость оказания срочной помощи, в т. ч. хирургической — коникотомия, трахеотомия — при асфиксии разъясняет ответственность врача за неоказание помощи больному при асфиксии.

2. Определение исходного уровня знаний (по тестированию).

3. Коррекция исходного уровня знаний (обсуждение ошибок студентов).

4. Постановка задач студентам:

а) повторить методы исследования гортани;

б) провести обследование тематического больного, установить диагноз и составить алгоритм лечения;

в) изучить графы логических структур болезней гортани;

г) решить ситуационные задачи по теме «Болезни гортани»;

д) участвовать в операции по поводу стеноза гортани;

е) освоить схемы лечения основных заболеваний гортани.

5. Обсуждение теоретических вопросов по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике заболеваний гортани.

6. Демонстрация преподавателем простейших лечебных манипуляций при заболеваниях гортани, операций, клинический разбор больных.

7. Курация больных студентами.

8. Подведение итогов занятия: индивидуальная оценка каждого студента.

9. Заключение преподавателя и задание к следующему занятию.

Организация и методика проведения занятия

Занятия по теме проводятся в учебной комнате, смотровой, перевязочной, операционной в зависимости от конкретных обстоятельств: наличия больных с патологией гортани, операций на гортани, трахее, экстренных поступлений больных.

Для заболеваний гортани характерны симптомы нарушения ее функций: голосовой — дисфония, афония, повышение утомляемости голоса, уменьшение времени максимальной фонации; дыхательной — возникновение инспираторной одышки при сужении просвета гортани; защитной — повышение секреции мокроты, покашливание и т. д. При обсуждении острых заболеваний гортани обратить внимание на то, что они нередко являются симптомами других заболеваний, на возможность их осложняться резким сужением просвета гортани и явлениями стеноза.

При лечении больных с острыми заболеваниями гортани рекомендуется строгий голосовой режим, не раздражающая диета. Тепловлажные ингаляции и отхаркивающие препараты, при нагноительных процессах — обязательная антибактериальная терапия.

При рассмотрении острого ларингита у детей дать четкое определение ложного и истинного крупа, т. к. в литературе до сих пор используются эти термины. Особое внимание должно быть уделено стенозам гортани: классификация, причины, степени стеноза, лечебные мероприятия, ответственность за неоказание помощи при асфиксии. Одной из главных причин стенозов гортани является рак гортани и послеоперационные парезы внутренних мыщц гортани при повреждении возвратных нервов.

Для диагностики и лечения новообразований и предраков гортани в настоящее время широко используются современные методы: микроларингоскопия, видеоларингостробоскопия, фиброларингоскопия, что позволило диагностировать их  на ранних стадиях. Обратить внимание на 5-летнюю выживаемость больных при раке гортани. При обсуждении проблем инфекционных гранулем привести данные о распространенности их в Республике Беларусь.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Методы лучевой диагностики при обследовании гортани.

2. Топография лимфатических узлов шеи.

3. Какова тактика врача при ранениях шеи и  гортани?

4. Каковы возможные причины флегмон и абсцессов шеи?

5. На что жалуются больные при инородных телах трахеи и бронхов?

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Острые заболевания гортани: острый катаральный ларингит, гортанная ангина,флегмонозный ларингит, хондроперихондрит. Клиника, диагностика, лечение.

2. Хронический ларингит: катаральная, гиперпластическая, атрофическая формы. Клиника, диагностика, лечение.

3. Стенозы гортани. Классификация. Причины. Методы борьбы с ними.

4. Травмы и ожоги гортани. Клиника, диагностика, лечение.

5. Парезы, параличи гортани. Клиника, диагностика, лечение.

6. Подскладочный ларингит (ложный круп). Дифтерия гортани. Диагностика, дифференциальная диагностика, клиника, лечение.

7. Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит. Диагностика, клиника лечение. Ларингоспазм.

8. Инородные тела гортани, трахеи, бронхов, пищевода. Клиника, диагностика, лечение.

9. Доброкачественные и злокачественные опухоли гортани. Клиника, диагностика, лечение.

10. Инфекционые гранулемы: склерома, сифилис, туберкулез. Этиология, эпидемиология, патанатомия, клиника, диагностика, лечение.

Задания для самостоятельной работы студента на занятии

1. Повторение студентами методов исследования гортани.

2. Проведение студентами обследования тематического больного, установление диагноза и составление алгоритма лечения.

3. Изучение студентами граф логической структуры болезней гортани.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0