Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских и практических занятий по дисциплине "Управление персоналом", страница 3

Так как существует много методов профессионального обучения, то необходимо знать их существенные характеристики, достоинства и недостатки, чтобы сделать правильный выбор в соответствии с целями обучения, спецификой, возможностями организации.

Говоря о карьере, стоит помнить, что данное понятие в современной науке используется широко, скорее, в значении “самореализация”, и не всегда предполагает продвижение вверх по служебной лестнице. Поэтому следует изучить вопрос о карьерных ориентациях.

Основные вопросы для изучения

1.   Формы профессионального обучения.

2.   Подготовка резерва на продвижение.

3.   Планирование карьеры работников.

Практические задания

1. Выбор метода обучения.

2. Как удержать молодого специалиста.

3. Обучение руководителей фармацевтической компании.

4. Выбор преемника на должность руководителя.

Литература

1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997.

2. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М., 2000.

3. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.

Тема 8. Оценка эффективности деятельности персонала

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на методы оценки работника и ошибки, допускаемые при оценивании. Методы оценки весьма разнообразны по процедуре проведения, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая метод, следует помнить о целях оценки работников, о возможных искажениях при оценивании.

При изучении вопроса об оценке труда руководителей не следует упускать из виду основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поскольку деятельность руководителей оценивается, в том числе, по конечным показателям работы предприятия.

Основные вопросы для изучения

1.   Организация аттестации персонала.

2.   Методы оценки эффективности труда.

3.   Оценка труда руководителей.

Практические задания

1. Аттестация работников производственного отдела.

2. Аттестация руководителей корпорации.

3. Оценка работников Центра по обучению управлению.

Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. М., 1997.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997.

3. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М., 2000.

4. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.

Тема 9. Системы оплаты труда персонала

Изучая данную тему, следует помнить, что оплата труда должна мотивировать работника к эффективной деятельности. Поэтому следует обратить особое внимание на вопрос справедливости оплаты в восприятии работников. В вопросе о премировании также необходимо помнить о тех условиях, при которых премия оказывает наиболее стимулирующее влияние на деятельность работника, а также знать о том, при каких условиях применяется тот или иной вид оплаты труда.

Основные вопросы для изучения

1.   Виды оплаты труда.

2.   Определение величины должностных окладов.

3.   Индивидуальное и групповое премирование.

4.   Оплата труда разных категорий работников.

Практические задания

1. “Ситуация в АО “Инжсервис”” (выполняется в аудитории).

2. “Скупой платит дважды” (выполняется в аудитории).

3. Разработка системы оплаты труда на предприятии. Задание выполняется группами (2–4 чел.) во внеаудиторное время в письменном виде. В данном задании предполагается определение формы и величины оплаты труда для каждой должности на предприятии, выбранном студентами ранее при работе над темами 1–3.

Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. М., 1997.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. СПб., 2002.

3. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М., 2000.

4. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.

Тема 10. Мотивация и моральное стимулирование

Изучение данной темы предполагает ознакомление с классическими теориями мотивации, к которым следует относиться несколько критически, помня, что не всегда и не во всех условиях они применимы. Желательно, чтобы студенты имели представление о том, каким образом теоретические положения можно применить на практике (при мотивации работников в России).

Нельзя недооценивать роль морального стимулирования, дающего значительный эффект при грамотном применении. Разрабатывая данную тему, следует продумать конкретные примеры мероприятий (процедур), имеющих мотивирующий эффект.

Основные вопросы для изучения

1.   Теории мотивации: процессуальные и содержательные теории.

2.   Факторы, повышающие и понижающие мотивацию работников.

Практические задания