Программа дисциплины "Управление персоналом" (Учебно-тематический план. Примерный перечень вопросов к экзамену)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

восприятии персонала как определяющего фактора ее успеха. В результате изучения дисциплины студенты должны знать функции и организацию работы службы персонала; основные методы и процедуры при планировании численности персонала, проведении анализа работ, подборе и найме персонала, обучении, оценке деятельности и вознаграждении.

Итоговая форма контроля — экзамен.

Учебно-тематический план

Номер, название темы

Количество часов

Аудиторных

В том числе

СРС

 

лекции

семинары

1. Введение в управление персоналом

4

2

2

2

 

2. Подразделение по управлению человеческими ресурсами

8

5

2

3

3

 

3. Планирование персонала

8

6

3

3

2

 

4. Анализ работ

6

4

2

2

2

 

5. Процесс привлечения и отбора персонала

8

6

3

3

2

 

6. Найм и адаптация персонала

6

4

2

2

2

 

7. Обучение и развитие персонала

8

6

4

2

2

 

8. Оценка эффективности деятельности персонала

9

7

4

3

2

 

9. Системы оплаты труда персонала

7

5

3

2

2

 

10. Мотивация и моральное стимулирование

8

6

4

2

2

 

11. Управление дисциплинарными отношениями

6

4

2

2

2

 

12. Руководство и лидерство в организации

7

5

3

2

2

 

13. Управление конфликтами, изменениями и стрессами

7

4

2

2

3

 

ИТОГО:

92

64

36

28

28

 

Тема 1. Введение в управление персоналом

Место и роль управления персоналом (УП) в управлении предприятием. Эволюция представлений об УП и роли человека на производстве. Специфика человеческих ресурсов. Направления деятельности по УП. Субъект, объект и методы УП. Распределение ответственности между линейными руководителями и службой персонала и взаимодействие между ними. Изменение окружающей среды. Новейшие тенденции в УП. Правовые основы УП.

Тема 2. Подразделение по управлению персоналом

Основные функции подразделения по управлению персоналом, его структура и численность. Место подразделения по управлению персоналом в организационной структуре фирмы. Взаимодействие службы УП с другими подразделениями организации. Информационное обеспечение деятельности службы УП. Документация по личному составу. Отчетность по персоналу. Использование информационных технологий. Правовое обеспечение деятельности службы УП.

Оценка результатов деятельности служб УП. Индикаторы состояния кадровой политики. Кадровый аудит.

Тема 3. Планирование персонала

Структура персонала. Характеристики основных социальных, профессионально-квалификационных групп работников. Учет этих особенностей при определении кадровой политики. Кадровый потенциал.

Процесс стратегического планирования человеческих ресурсов. Анализ внешней среды и внутренних факторов. Оперативное планирование персонала. Нормы труда. Специальные методы определения потребности в персонале: экстраполяция, диаграмма разброса, регрессионный анализ.

Разработка раздела “Персонал” бизнес-плана и кадровой политики на предприятии.

Тема 4. Анализ работ

Использование информации, полученной при анализе работ. Этапы процедуры анализа работ. Описание рабочих мест. Структура должностной инструкции. Определение квалификационных требований к работникам. Методы получения информации для анализа работ.

Тема 5. Процесс привлечения и отбора персонала

Организация процесса привлечения и отбора персонала. Внешние и внутренние источники набора. Роль и возможности рекрутинга и государственной системы занятости. Определение эффективности отбора персонала. Отбор претендентов. Методы сбора информации о кандидате. Отборочные испытания. Собеседование как метод отбора. Факторы успеха беседы при приеме нового работника. Ошибки при проведении собеседования.

Тема 6. Найм и адаптация персонала

Найм персонала. Оформление контрактов при найме. Адаптация работников как процесс, виды адаптации. Организация адаптации как специфическая задача руководителей. Факторы успешной и неуспешной адаптации.

Тема 7. Обучение и развитие персонала

Роль профессионального обучения и развития персонала на современных предприятиях. Этапы профессионального обучения. Формы профессионального обучения. Подготовка резерва на продвижение. Ротация кадров. Планирование карьеры со стороны работника и работодателя. Стадии карьеры. Карьерные ориентации. Виды перемещений для работников. Нормативная база перемещений.

Тема 8. Оценка эффективности деятельности персонала

Функции и значение оценки эффективности работы персонала. Организация аттестации персонала. Методы оценки эффективности труда. Проведение интервью при оценке труда. Оценка труда руководителей. Ошибки при вынесении оценок.

Тема 9. Системы оплаты труда персонала

Основные подходы к определению заработной платы. Виды оплаты труда. Определение величины должностных окладов. Классификация рабочих мест при определении величины окладов. Условия премирования. Льготы и привилегии. Оплата труда менеджеров. Оплата труда специалистов. Оплата труда сотрудников отделов продаж. Групповое вознаграждение.

Тема 10. Мотивация и моральное стимулирование

Теории мотивации: процессуальные и содержательные теории. Теория ожиданий В. Врума. Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Модель Портера-Лоулера. Связь мотивов поведения с мерами стимулирования. Факторы, повышающие и понижающие мотивацию работников. Исследование удовлетворенности трудом.

Тема 11. Управление дисциплинарными отношениями

Политика управления дисциплиной. Причины нарушений трудовой дисциплины. Принуждение как метод управления дисциплинарными отношениями. Виды дисциплинарных взысканий. Увольнения. Нормативная база управления дисциплинарными отношениями. Правила эффективности наказания.

Виды поощрений. Правила эффективности поощрений.

Создание и укрепление системы контроля.

Тема 12. Руководство и лидерство в организации

Власть, влияние, лидерство. Основы власти. Баланс власти. Способы влияния на работников. Теории лидерства. “Управленческая решетка” Блэйка-Мутона. Адаптивное руководство.

Делегирование ответственности.

Тема 13. Управление конфликтами, изменениями и стрессами

Природа и причины конфликтов в организации. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтных ситуаций.

Природа организационных инноваций. Социально-психологические типы личности по отношению к инновациям. Индивидуальные и групповые установки и реакции на изменения. Сопротивление изменениям, их причины. Преодоление сопротивления нововведениям. Стимулирование инновационного поведения работников.

Организационные причины стрессов. Методы предотвращения и борьбы со стрессами в организации.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.  Место и роль управления персоналом в управлении предприятием. Специфика человеческих ресурсов.

2.  Эволюция представлений об управлении персоналом.

3.  Направления деятельности по управлению персоналом.

4.  Субъект, объект и методы управления персоналом.

5.  Распределение ответственности между линейными руководителями и службой персонала и взаимодействие между ними.

6.  Изменение окружающей среды. Новейшие тенденции в управлении персоналом.

7.  Правовые основы управления персоналом.

8.  Основные функции подразделения по управлению персоналом.

9.  Структура подразделения по управлению персоналом.

10.  Численность подразделения по управлению персоналом.

11.  Место подразделения по управлению персоналом в организационной структуре фирмы.

12.  Информационное обеспечение деятельности службы УП.

13.  Документация по личному составу. Отчетность по персоналу.

14.  Использование информационных технологий при управлении персоналом.

15.  Разработка раздела “Персонал” бизнес-плана и кадровой политики на предприятии.

16.  Оценка результатов деятельности служб УП.

17.  Индикаторы состояния кадровой политики.

18.  Кадровый аудит.

19.  Структура персонала.

20.  Кадровый потенциал.

21.  Процесс стратегического планирования человеческих ресурсов.

22.  Оперативное планирование персонала. Специальные методы определения потребности в персонале.

23.  Использование информации, полученной при анализе работ.

24.  Этапы процедуры анализа работ.

25.  Описание рабочих мест.

26.  Составление должностных инструкций.

27.  Определение квалификационных требований к работникам.

28.  Методы получения информации для анализа работ.

29.  Организация процесса привлечения и отбора персонала.

30.  Внешние и внутренние источники набора. Определение эффективности отбора персонала.

31.  Рекрутинг персонала.

32.  Отбор претендентов. Методы сбора информации о кандидате.

33.  Отборочные испытания.

34.  Собеседование как метод отбора.

35.  Факторы успеха беседы при приеме нового работника. Ошибки при проведении собеседования.

36.  Найм персонала. Оформление контрактов при найме.

37.  Адаптация работников как процесс, виды адаптации.

38.  Организация адаптации.

39.  Факторы успешной и неуспешной адаптации работников.

40.  Роль профессионального обучения и развития персонала на современных предприятиях.

41.  Этапы профессионального обучения.

42.  Формы профессионального обучения. Ротация кадров.

43.  Подготовка резерва на продвижение.

44.  Планирование карьеры со стороны работника и работодателя. Карьерные ориентации.

45.  Стадии карьеры.

46.  Виды перемещений для работников. Нормативная база перемещений.

47.  Функции и значение оценки эффективности работы персонала.

48.  Организация аттестации персонала.

49.  Методы оценки эффективности труда.

50.  Проведение интервью при оценке труда.

51.  Оценка труда руководителей.

52.  Ошибки при вынесении оценок.

53.  Основные подходы к определению заработной платы.

54.  Виды оплаты труда.

55.  Определение величины должностных окладов.

56.  Классификация рабочих мест при определении величины окладов.

57.  Условия индивидуального и группового премирования. Льготы и привилегии.

58.  Оплата труда менеджеров.

59.  Оплата труда специалистов.

60.  Оплата труда сотрудников отделов продаж.

61.  Процессуальные и содержательные теории мотивации.

62.  Теория ожиданий В. Врума.

63.  Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

64.  Модель Портера-Лоулера.

65.  Связь мотивов поведения с мерами стимулирования.

66.  Факторы, повышающие и понижающие мотивацию работников.

67.  Исследование удовлетворенности трудом.

68.  Политика управления дисциплиной. Нормативная база управления дисциплинарными отношениями.

69.  Причины нарушений трудовой дисциплины.

70.  Виды дисциплинарных взысканий. Правила эффективности наказания.

71.  Увольнение и его процедура.

72.  Виды поощрений. Правила эффективности поощрений.

73.  Создание и укрепление системы контроля.

74.  Власть, влияние и лидерство.

75.  Способы влияния на работников.

76.  Обзор теорий лидерства.

77.  “Управленческая решетка” Блэйка-Мутона.

78.  Адаптивное руководство.

79.  Делегирование ответственности.

80.  Природа и причины конфликтов в организации.

81.  Виды конфликтов в организации.

82.  Методы разрешения конфликтных ситуаций.

83.  Природа организационных инноваций.

84.  Социально-психологические типы личности по отношению к инновациям

Похожие материалы

Информация о работе